Акопян Любовь Суреновна

Акопян атлас детских страховНаучная биография « Акопян Любовь Суреновна »

Членство в Российской Академии Естествознания

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Одной из ведущих тенденций современного образования является реализация субъектно-деятельностного подхода, обеспечивающего личностное включение учащихся в многообразные сферы актуальной и будущей деятельности. Являясь основой потребностно-мотивационной сферы человека, эмоциональный фактор приобретает главное значение в решении данной проблемы. Эмоциональные процессы, состояния и свойства личности учащихся существенным образом определяют внутреннюю позицию школьника, так или иначе преломляющуюся в тех или иных образовательных условиях и ситуациях. Целенаправленная работа по формированию эмоционально-регуляторных стратегий учащихся с учетом их индивидуальных ресурсов позволяет обеспечить эмоциональное и личностное благополучие школьника.
  2. Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний позволяет расширить границы их феноменологического описания (вербальные и образные, количественно-качественные, частотно-интенсивные, пространственно-временные, микро- и макросредовые составляющие), способы саморегуляции и нравственные установки в оценке переживания эмоциональных состояний.
  3. Совокупность субъективных проявлений эмоции страха интегрируется в следующие структурно-типологические группы: обусловленные, индуцированные и внутренне-генерированные, каждая из которых, в свою очередь, может быть специфична по признакам ментальности (территориальная, этническая, профессиональная, конфессиональная и т. д. принадлежность).
  4. Эмоциональный профиль (спектр эмоциональных состояний) учащихся, сигнально отображающий систему отношений школьника, имеет различия на разных возрастных этапах психического развития в различных социально-педагогических условиях. Эмоции, переживаемые в образовательных учре-ждениях и вне школы, отличаются у детей младшего школьного возраста от эмоций подростков и старшеклассников. Эмоциональное содержание сознания школьников варьируется в зависимости от сферы жизнедеятельности (образовательное учреждение, семейная, внеучебная сферы).
  5. Содержательные характеристики эмоции страха у детей младшего школьного возраста варьируются в зависимости от территориальных, образовательно-статусных, типологически-депривационных особенностей, а так­же от личностных характеристик и локуса психической активности (образная и знаково-символическая) репрезентации эмоций.
  6. Особенности социальной ситуации развития определяют содержательные характеристики детских страхов и способы саморегуляции в ситуации переживания страха. В объективном аспекте социальная ситуация развития проявляется в территориальной специфике (город — село), в специфике образовательных учреждений (гимназия, лицей, МОУ СОШ, детский дом, социально-реабилитационный центр, школа-интернат). Социальная ситуация развития в субъективном аспекте определяется личностными характеристиками и системой отношений (внутренняя позиция) ребенка в определенных условиях микро- и макросреды. Образная и вербальная картины представленности эмоции страха имеют общее и специфическое содержание, а также саморегуляционные особенности.
  7. Программа формирования амплифицированной системы совладания с негативным эмоциональным состоянием (страхом), основанная на многомерном подходе к изучению детских страхов с учетом интегрированной структурно-типологической классификации страхов, включающая способы регуляции, используемые самими детьми, расширяет саморегуляционный репертуар и возможности детей младшего школьного возраста воспринимать, выражать, интерпретировать и регулировать свои эмоции.

Список опубликованных работ

I. Монографии, учебные пособия

1. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. – Самара. СНЦ РАН, 2003. – 172 с.

2. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности. учеб.-метод. пособие / Л.С. Акопян. – Самара. СГПУ, 2004. – 86 с.

3. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности / Л.С. Акопян. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Самара. СНЦ РАН, 2006. – 98 с.

4. Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция. монография / Л.С. Акопян. – Самара. ПГСГА, 2010. – 164 с.

5. Акопян, Л.С. Эмоциональные состояния и их регуляция у детей (на материале детских страхов). монография / Л.С. Акопян. – Самара. ПГСГА, 2011. – 218 с.

II. Научные статьи

а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации:

6. Акопян, Л.С. Территориальная специфика подростковых страхов: мегаполис, малый город, село / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара. СНЦ РАН, 2005. – С. 92–95.

7. Акопян, Л.С. Моделирование работы по социализации страхов детей млад¬шего школьного возраста / Л.С. Акопян, Т.К. Рулина // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара. СНЦ РАН, 2005. – С. 117–119.

8. Акопян, Л.С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Вып. 2. – Самара. СНЦ РАН, 2008. – С. 104–109.

9. Акопян, Л.С. Новый подход к классификации страхов / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 11, № 4 (6). – Самара. СНЦ РАН, 2009. – С. 1472–1475.

10. Акопян, Л.С. Особенности преодоления страхов у детей младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Образование и саморазвитие. – Казань, 2010. – № 1 (17). – С. 214–218.

11. Акопян, Л.С. Невербальная картина детских страхов / Л.С. Акопян // Российский психологический журнал. – Т. 7, № 2. – Ростов н/Д, 2010. – С. 15–22.

12. Акопян, Л.С. Демографическая специфика детских страхов / Л.С. Акопян // Вестник Ярославского государственного университета. – Ярославль, 2010. – № 1. – С. 50–55.

13. Акопян, Л.С. Прогнозирование школьных страхов у детей с разным уровнем психологической готовности к обучению в школе / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 5. – С. 98–102.

б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:

14. Акопян, Л.С. Структурный подход к изучению детских страхов / Л.С. Акопян // Ежегодник Российского психологического общества. мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов (25–28 июня 2003 г.). В 8 т. Т. 1. – СПб. Изд-во СПб. ун-та, 2003. – С. 56–60.

15. Акопян, Л.С. Структурированная анкета по выявлению страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. мат-лы межрегиональной науч.-практ. конф. Казань, 24–25 ноября 2004 г. – Казань, 2004. – С. 3–8.

16. Акопян, Л.С. Детские страхи на рубеже XX–XXI веков / Л.С. Акопян // Смысл жизни: психология и педагогика. межвуз. сб. науч. ст. – Самара. СФ МГПУ, 2005. – С. 68–72.

17. Акопян, Л.С. Сравнительный анализ страхов младших школьников города и села / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ. 60-летию Победы посвящается. – Самара. СГПУ, 2005. – С. 184–187.

18. Акопян, Л.С. Особенности страхов социально дезадаптированных детей / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ. Факультет психологии. – Самара. СГПУ, 2006. – С. 54–63.

19. Акопян, Л.С. Содержание страхов у больных диабетом I типа / Л.С. Акопян // Личность в современных условиях. сб. науч. тр. – Вып. 11. – Рязань, 2008. – С. 2–6.

20. Акопян, Л.С. Особенности личности представителей молодежных субкультур / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы молодежной субкультуры. сб. науч. ст. – Т. 2 / Под ред. О.В. Красновой. – М. НОУ ВПО «Московский психосоциальный институт», 2008. – С. 144–147.

21. Акопян, Л.С. Выявление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Здоровая семья – основа формирования здорового образа жизни. мат-лы науч.-практ. конф. (31 октября 2008 г.). – Самара, 2008. – С. 7–12.

22. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов. опыт разработки методики / Л.С. Акопян // Вестник СГПУ. Факультет психологии. – Самара. СГПУ, 2008. – С. 67–76.

23. Акопян, Л.С. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л.С. Акопян // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». сб. науч. ст. – Самара, 2009. – С. 47–55.

24. Акопян, Л.С. Общение как фактор формирования и закрепления детских страхов / Л.С. Акопян // Психология общения. XXI век. 10 лет развития. мат-лы Международ. конф. (8–10 октября 2009 г.). В 2 т. Т. 2. – М.; Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2009. – С. 127–129.

25. Акопян, Л.С. Особенности страхов детей 7–10 лет, проживающих в условиях социально-реабилитационного центра / Л.С. Акопян // Высшее гуманитарное образование XXI века. проблемы и перспективы. мат-лы V Международ. науч.-практ. конф. с международным участием. – Самара, 2010. – С. 15–17.

26. Акопян, Л.С. Содержание страхов детей – социальных сирот / Л.С. Акопян // Второй Международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков (10–11 марта 2010 г.). – Пермь, 2010. – С. 21–24.

27. Акопян, Л.С. Многомерный подход к изучению эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов) / Л.С. Акопян // Телескоп. науч. альманах. – Вып. 23. – Самара, 2010. – С. 68–79.

28. Akopyan, L.S. Nonverbal picture of children’s fears. / L.S. Akopyan // Russian Psychological Journal. – Vol. 7, N 2. – Moscow, 2010. – P. 12–17.

III. Программы и методические рекомендации

29. Акопян, Л.С. Методика исследования словесно-логического мышления (МИСЛМ). метод. рекомендации / Л.С. Акопян. – Самара. СГПУ, 2001. – 14 с.

30. Акопян, Л.С. Психология детей дошкольного и младшего школьного возра¬ста. программа к спецкурсу / Л.С. Акопян /. – Самара. СГПУ, 2004. – 38 с.

31. Акопян, Л.С. Психологические проблемы дошкольников и младших школьников. программа к спецкурсу / Л.С. Акопян. – Самара. СГПУ, 2007. – 28 с.

IV. Материалы конференций

32. Акопян, Л.С. Определяет ли тест Керна – Йерасека готовность к обучению в школе? / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы подготовки психологов для системы образования. мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Чебоксары, 1993. – С. 9–10.

33. Акопян, Л.С. Историко-психологический анализ страхов / Л.С. Акопян // Городская культура как социокультурное пространство развития личности. мат-лы и тез. док. 111-ой Всероссийской науч.-практ. конф. – Самара, 2001. – С. 106–107.

34. Акопян, Л.С. Исследование образных представлений детских страхов / Л.С. Акопян // Клиническая психология и практическое здравоохранение. мат-лы Юбилейной науч.-практ. конф. посвященной 10-летию факультета медицинской психологии СамГМУ. – Самара, 2002. – С. 10–12.

35. Акопян, Л.С. Коррекция детских страхов при помощи искусства / Л.С. Акопян // Психология искусства. мат-лы Всероссийской конф. по психологии искусства (3–5 сентября 2002 г.) – Самара. СГПУ, 2002. – С. 92–93.

36. Акопян, Л.С. Образные представления страхов детей младшего школьного возраста / Л.С. Акопян // Психология и психотерапия. Тревога и страх. единство и многообразие взглядов. мат-лы V Ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (8–9 февраля 2003 г.). – СПб. Изд-во СПб. ун-та, 2003. – С. 26–27.

37. Акопян, Л.С. Особенности страхов детей города и села / Л.С. Акопян // Подготовка психологов-практиков в высшей школе. проблема и пути решения. мат-лы Международ. науч.-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 54–56.

38. Акопян, Л.С. Социально-психологический тренинг в помощь учителю / Л.С. Акопян // Актуальные проблемы психологии, этологии и педагогики. сб. науч. работ. – Т. 1, № 3. – ТГУ, 2004. – С. 6.

39. Акопян, Л.С. Диагностика детских страхов в консультировании / Л.С. Акопян // Теория и практика современного психологического консультирования. сб. науч. тр. по мат-лам науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. – Курск, 2006. – С. 6–7.

40. Акопян, Л.С. Страхи детей с различным уровнем депривации / Л.С. Акопян // Ананьевские чтения. мат-лы науч.-практ. конф. (24–26 октября 2006 г.). – СПб. 2006. – С. 327–328.

41. Акопян, Л.С. Сравнительное исследование страхов детей в различных возрастных группах начальных классов / Л.С. Акопян // Образование в России. психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты. мат-лы XII Всероссийской науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. – Калуга. КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – С. 106–108.

42. Akopyan, L.S. Fears of children with various types of deprivation / Tovard a Science of Consciousness / Budapest, Hungari, 2007. http://tsc 2007. org/TSC abstracts.pdf.

43. Акопян, Л.С. Содержание страхов дошкольников с задержкой психического развития / Л.С. Акопян // Практическая психология. проблемы и перспективы. мат-лы Международ. науч.-практ. конф. (18–20 сентября 2008 г.). – Воронеж, 2008. – С. 319–321.

44. Акопян, Л.С. Сравнительное исследование страхов детей, воспитывающихся в семье и в детском доме / Л.С. Акопян // Социальный мир человека. Человек и мир. социальные миры изменяющейся России. мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. (25–26 июля 2008 г.). – Вып. 2. – Ижевск, 2008. – С. 71–72.

45. Акопян, Л.С. Саморегуляция младших школьников в условиях переживания страха / Л.С. Акопян // Личность и бытие. субъектный подход (к 75-летию А.В. Брушлинского. мат-лы 4-ой Всероссийской науч.-практ. конф. (15–16 октября 2008 г.). – М. 2008. – С. 432–435.

46. Акопян, Л.С. Возможности рисуночной пробы в работе с детскими страхами / Л.С. Акопян // Развитие системы здравоохранения и аспекты здорового образа жизни. мат-лы 44-ой Межрегиональной медицинской конференции (21–22 мая 2009 г.). – Ульяновск, 2009. – С. 306–308.

47. Акопян, Л.С. Представления младших школьников о добре и зле / Л.С. Акопян // Психология человека в современном мире. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов. мат-лы Юбилейной всероссийской науч. конф. посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна (15–16 октября 2009 г.). – М. Институт психологии РАН, 2009. – С. 114–116.

48. Акопян, Л.С. Образование и эмоциональное здоровье современных школьников / Л.С. Акопян // Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы». мат-лы V Всероссийской науч.-практ. конф. (27–29 января 2010 г.). – М. 2008. – С. 187–188.

Если вы считаете, что какое-то сообщение нарушает Правила. оскорбляет Вас как личность, несёт заведомо ложную информацию, и должно быть удалено, сообщите нам по адресу sergey@rae.ru