Ребенок ленится утром вставать, умываться, одеваться, убирать игрушки и т.д.

Утром ребенка умойте оденьтеМотивация детей до 7 лет.

Вопрос от Анны: «Нашей девочке 5 лет. Она всё время ленится. Ленится вставать, особенно рано, когда надо идти в детский сад. Ленится умываться. Ленится мыть руки после туалета. Ленится убирать игрушки. Ленится учиться читать. Неужели она по природе лентяйка, и с этим ничего нельзя сделать?»

Вы пишете про свою дочь: «Неужели она по природе лентяйка?».

На самом деле лентяй или лентяйка это термины, выдуманные родителями, которые не знают, как мотивировать своего ребёнка.

Для детей до 7 лет основными являются следующие виды мотивации:

Внутри реалистической, существует несколько подвидов мотивации: игровая, материальная, эмоциональная, интеллектуальная, и другие.

Конечно, каждый вид мотивации заслуживает подробного обсуждения, но в рамках ответа конкретно на Ваш вопрос я ограничусь краткими примерами.

1) Реалистическая мотивация.

Девочка Маша четырёх лет упрямилась, когда надо было мыть руки. Папа (по совету психолога) объяснил, что если она не будет мыть руки, то на её руках останутся маленькие — малюсенькие злые микробы, которые могут залезть внутрь животика и покусать. И у неё будет очень болеть животик, и она не сможет ходить гулять, играть со своими подружками, ей будет очень скучно (это комбинация интеллектуальной и эмоциональной мотивации). Затем папа вошёл в Интернет и показал изображения (а также фотографии) грозных микробов (Эмоциональная мотивация). Они показались девочке страшными: Девочка прореагировала так: «Ой, какие они злые-презлые! Завтра в садике расскажу нашим!» и побежала мыть руки.

2) Мифологическая мотивация.

Мальчик Андрюша пяти лет не хотел учиться читать. Родители вместе с психологом проанализировали его мотивы и выяснили, что наиболее сильный мотив – желание попасть на море. Мальчик помнил, как ему понравилось на море в прошлом году, и очень хотел снова там купаться.

Мальчику рассказали, что когда ребёнку исполняется пять лет, он должен научиться читать. Ему объяснили, что пятилетних детей не пускают в самолёт, если они не умеют читать. Привели пример: «Папа видел мальчика Петю, который не смог прочитать по букварю, и его не пустили в самолёт. Срочно вызвали бабушку, она отвезла его домой, а его мама и папа улетели на море без Пети». Многократно повторяя это сообщение, родители добились того, что их сын начал проявлять интерес к чтению и за четыре месяца ежедневных занятий научился читать простые детские книжки.

3) Сказочно-мифологическая мотивация.

Если мифологическая мотивация однозначно воспринимается ребёнком как реальность, то сказочно-мифологическая допускает двоякое толкование. С одной стороны в историю введён какой-нибудь сказочный персонаж, например, фея-воспитательница, а с другой стороны этот персонаж успешно воспитывает детей во вполне узнаваемых ситуациях, которые постоянно встречаются в их жизни. Слушая такие истории, ребёнок не абсолютно уверен, что такое может произойти, но всё же опасается, что и его фея может проучить.

Вот наглядный пример. Девочка Надя пяти лет ленилась убирать свои игрушки. Родители пытались вовлечь её в совместную деятельность по наведению порядка, но девочка проявляла упрямство, отказывалась участвовать. Тогда мама по рекомендации психолога рассказала ей историю: «Девочку звали Ксюша. Она не хотела убирать за собой игрушки. Папа и мама много раз говорили, что так нельзя, что может появиться фея-воспитательница и наказать её за это. Девочка отвечала, что у феи и без неё много работы, ведь на свете много непослушных детей. Фея слишком занята, до Ксюши она не дойдёт. Как же Ксюша ошибалась! В один прекрасный день появилась фея и объяснила Ксюше, что это очень-очень плохо, просто нечестно отказываться убирать игрушки. Ведь играла Ксюша, почему же убирать должны папа и мама? Ксюша не послушалась даже фею. Тогда фея взмахнула волшебной палочкой и оживила все игрушки. Игрушки сказали: «Ксюша, ты о нас плохо заботишься! Мы от тебя уходим!» и ушли к другим девочкам. Фея оставила Ксюше только её любимого мишку. Много дней Ксюша и мишка тосковали по ушедшим друзьям. По розовому слонику, серой мышке, коричневой собачке, белой кошечке, принцессе в жёлтом платье (здесь мама перечислила те игрушки, которые были у её дочери). Затем наступили дни, когда Ксюша так по ним соскучилась, что даже начала плакать. Наконец Ксюша не выдержала и стала звать фею-воспитательницу. Та долго не приходила, но потом всё-таки появилась. Ксюша сказала фее: «Я много думала и поняла, что вела себя очень плохо. Я больше никогда не буду обижать своих друзей. Верни мне их, пожалуйста». Фея ответила: «А ты даёшь честное слово, что никогда-никогда не будешь обижать их?» «Даю, конечно!», — ответила Ксюша. Тогда фея взмахнула волшебной палочкой, и все игрушки вернулись к Ксюше. С тех пор Ксюша ни разу не забыла убрать свои игрушки. Она заботилась о них, а они её слушались, и всем было очень хорошо».

История, рассказанная мамой, произвела на Надю сильное впечатление. Она начала принимать участие в уборке игрушек. Когда Надя снова начала лениться, мама ещё раз повторила эту историю. После нескольких повторений Надя привыкла убирать игрушки.

Анна! Я специально привёл примеры, имеющие прямое отношение к Вашей дочери. Так что у Вас есть простое решение – воспользоваться ими и получить результат. Если же Вы хотите решить не только эту, но и другие проблемы, приходите на консультацию и я объясню методологию применения всех трёх видов мотивации. Тогда Вы сумеете самостоятельно создавать программу мотивации при появлении новых затруднений.