Воспитания спартиатов (спартанцев)

Воспитание спартанских детейОрганической частью политической организации Спарты была система государственного воспитания и обучения молодого поколения. Она предусматривала подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных защитить страну от внутренних и внешних врагов. Спартанский воин — это прежде всего дисциплинированный воин, он стойко переносит трудности и невзгоды, слушается своих командиров, повинуется избранным властям. Меньшее значение в этой системе воспитания придавалось собственно образованию — оно сводилось к умению читать и писать.

Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней. Первой ступенью было воспитание мальчиков с 7 до 12 лет в так называемых агелах (стадах). Вот что писал об этом Плутарх: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах». Общий контроль и руководство воспитанием мальчиков было возложено на особое должностное лицо — педонома. Эта должность считалась важной, и на нее назначали лиц, которым было, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве».

С 12 лет наступал новый этап обучения и воспитания. Теперь подростки вступали в илы (отряды) во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту авторитетные юноши. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. Занятия носили характер военной подготовки. «По мере того как они подрастали, их воспитывали все более сурово, стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими. Когда им исполнялось 12 лет, они переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались и не умащали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками верхушки тростника, росшего по берегам Еврота. Зимой они подкладывали так называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение согревает». Именно в этом возрасте юные спартиаты проходили сложный курс военного обучения: владение оружием, отработку строя фаланги, быстроту передвижения и тактические хитрости. Особое внимание было уделено воспитанию чувства социального превосходства по отношению к илотам. Причем это делалось весьма оригинальным способом. «Так они (спартиаты — В.К.) заставляли илотов пить в большом количестве не смешанное вино и, приводя на сисситии, показывали юношам, насколько отвратителен порок пьянства. Они заставляли их петь непристойные песни и танцевать безобразные танцы: танцы и песни, бывшие в употреблении среди свободных, илотам были запрещены». Воспитание чувства отвращения к илотам дополнялось и более жестокими способами. Именно отрядам старших юношей поручалось проведение так называемых криптий, т. е. санкционированных государством тайных убийств илотов. По мнению воспитателей, эти мероприятия должны были показать ловкость, хитрость, повиновение и военную подготовку подрастающих спартиатов.

К 20 годам наступал третий этап в воспитании юношей. Молодому спартиату разрешалось вступать в члены сисситии. Иначе говоря, молодой человек становился обладателем земельного надела с несколькими илотскими хозяйствами, от доходов которых он должен был жить, содержать свой дом, вносить в сисситию определенное количество продуктов: ячменной и пшеничной муки, вина, масла и маслин, сыра и фруктов. Сисситии были важным общественно-политическим институтом в системе спартанской государственности. Каждая сиссития была своеобразным военным подразделением, насчитывала около 15 человек. Юноши вместе питались, проводили большую часть времени в совместных беседах и военных тренировках, хотя каждый член сисситии имел собственный дом и семью, куда он возвращался вечером. Участие в сисситии было обязательным для спартиата, также как и внесение продуктового взноса. Если спартиат из-за бедности не мог заплатить взноса, он терял право участия в сисситии и лишался почти всех гражданских прав. До 30 лет спартиат был ограничен в гражданском статусе например ему не разрешалось ходить на рынок и он мог делать покупки лишь привлекая родственников. На плечи молодых спартиатов падала основная тяжесть охранной службы, неудобства мелких военных походов. К 30 годам спартиат обычно обзаводился семьей, своим домом, ограничения снимались и открывался путь к командным постам и государственным должностям.

Находившаяся под строгим государственным контролем система воспитания молодого поколения обеспечивала особую подготовку спартиата — основы спартанской государственности — умелого, дисциплинированного воина, твердо знавшего свое привилегированное положение, беспрекословно повинующегося властям, но и требующего, чтобы они учитывали и реализовывали их социальные интересы.

В гражданскую добродетель Спарты было введено беспрекословное повиновение властям и послушание законам. Вся жизнь спартиатов с момента рождения и до смерти была подчинена неослабному государственному контролю.

Гражданином Спарты мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям государства:

1. Происхождение от родителей граждан.
2. Наличие клера с илотами.
3. Прохож дение школы спартанского военного обучения.
4. Полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

По отношению к гражданскому коллективу государство преследовало цель воспитания из каждого мужчины закаленного воина, из каждой девушки — физически крепкой женщины, будущей матери здоровых детей.

В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам своей обы. Ребенок физически неполноценный сбрасывался в пропасть; физически здоровые дети возвращались родителям.

Бывали случаи, когда родители, опасаясь умерщвления ребенка, бежали из Спарты до представления ребенка на суд старейшин. Это был единственный способ сохранения жизни новорожденного. От царей особенно требовалась их физическая полноценность, так как любой физический недостаток мог служить поводом недопущения царя к власти или его смещения.

Девочки воспитывались дома. Мальчики с семилетнего возраста передавались из семьи на государственное воспитание в агелы — особые возрастные отряды или группы1.

Начальниками агел были мальчики старших возрастных групп. Верховный надзор за всеми агелами, из которых каждая имела особое название, был поручен педоному, избираемому из числа взрослых спартиатов. Помимо агелархов (начальников агел) у педонома были еще два помощника.

Забота об интеллектуальном развитии детей в агелах была сведена к минимуму. Единственное исключение было сделано в обучении мальчиков хоровым песням, исполнение которых с детства объединяло мальчиков друг с другом. К тому же хоровые песни носили военный характер; они исполнялись и взрослыми воинами. В агелах мальчики знакомились со спартанскими обычаями, обучались повиновению старым законам Спарты, воспитывались в духе спартанского патриотизма.

И зимой и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон (короткая до колен одежда). Постелью им служила подстилка из тростника, который каждый мальчик должен был сам для себя нарезать. Детей кормили плохо, чтобы приучить с раннего детства к самостоятельному добыванию пищи путем воровства или даже набегов на земли илотов и периеков. Но если мальчики попадались, их беспощадно наказывали ударами бича, чтобы на следующий раз они проявили больше хитрости и ловкости.

Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.

При переводе из одной возрастной группы в другую устраивались испытания силы и доблести мальчиков. На этих испытаниях присутствовали и члены герусии с царями во главе, и эфоры и старейшины об, а также и рядовые члены спартанской общины. Одно из таких испытаний хорошо известно по описанию Павсания: в установленное время происходили показательные сражения спартанской молодежи, разделенной на два отряда. Борьба происходила на острове, окруженном со всех сторон глубоким рвом, наполненным водою. Через ров с двух противоположных сторон были перекинуты мостки. В первый день испытаний агелархи в присутствии молодежи приносили в жертву божеству войны молодого щенка; после жертвоприношения устраивался бой между кабанами.

На второй день до полудня агелы располагались у мостов двумя лагерями, на месте, заранее определенном жребием. Затем по мосткам с двух разных сторон они входили на остров, где и начиналось сражение. Употреблять в борьбе какое бы то ни было оружие запрещалось. Противники действовали руками, ногами, грызли один другого зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали кучками и в одиночку, стараясь столкнуть противников в ров. Страсти разгорались. Каждый юноша должен был проявить перед зрителями свое физическое превосходство, ловкость, хитрость, отвагу и беспощадность.

Другим видом испытаний было испытание на празднике Артемиды Орфии. В эти дни перед алтарем богини происходило сечение юношей зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартиат должен был его выдержать, не испустив ни одного стона. Иначе не только он, но и его родители навлекали на себя общественное презрение.

Незадолго до окончания военного воспитания, спартанская молодежь принимала участие в криптиях. На это время юноши покидали пределы города. Добывая пищу грабежом, они скрывались днем и выходили из засады лишь ночью. Ночью они нападали на илотов, прежде всего на тех, кто оказывался вне стен своей хижины, но »то не исключало нападения на илотов и в домах. Каждый должен был убить хотя бы одного илота, иначе его возвращение домой было бы покрыто позором.