Дополнительные материалы

Воспитание детей карикатураУДК 159.923.375(045)
ББК 88.8
И 20

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА СРЕДСТВАМИ КАРИКАТУРЫ

Преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ДШИ №1
г. Саранск, Россия, svetloyar.asgard@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карикатура, юмор, личность, творчество, искусство.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема чувства юмора и его роль в процессе воспитания и обучения. В статье так же, рассмотрен такой жанр искусства, как карикатура выступающий в качестве средства развития чувства юмора.

DEVELOPMENT OF A SENSE OF HUMOR MEANS CARICATURE

OPERATIVE WORDS: caricature, humor, personality, creativity, art.
ANNOTATION: The article considers the problem of a sense of humor and its role in the process of education and training. Also in the article considers such genre as a caricature as a tool for development of a sense of humor.

Основной задачей в воспитании ребёнка, является гармоничное развитие его личности, которое происходит в процессе приобщения детей к культурному опыту человечества. Неотъемлемой частью этого опыта является изобразительное искусство, которое играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии его чувств, в том числе и чувства юмора.
Роль юмора в развитии человека огромна. Данную категорию в процессе воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. В своих трудах они отмечали, что юмор побуждает особую силу, которая активизирует интеллектуальный и творческий потенциалы ребенка, стимулирует положительные действия и настраивает на оптимистическое видение мира.
Одно из самых простых и точных определений юмора принадлежит В. И. Далю: «Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». И хотя юмор шире любого определения, он указал на существенную его особенность: это свойство психики человека, состоящее в умении «подметить странности» [3, с. 17].
Юмор настолько многогранен функционально, что можно говорить лишь о некоторых его задачах. Юмор приучает мыслить нестандартно, искать оригинальные решения жизненных, производственных и иных проблем нашего быта и бытия.
Юмор способствует разрядке напряженной психологической атмосферы, разрешению конфликтной ситуации. Говоря о юморе в общении, нельзя не отметить того, что хоровая шутка часто служит защитной психической реакцией, оберегающей психику человека от сильных эмоциональных воздействий. С помощью юмора осуществляется экономия психической энергии и обеспечивается душевный комфорт. Понимание человеческих слабостей, снисхождение к ним, умение прощать их также во многих случаях связано с применением юмора. Таким образом, в основе юмора лежит любовь к людям, глубокое понимание души, человеческой природы вообще. Он вносит весомую лепту в воспитание высокой эмоциональной культуры, стимулирует творческую активность личности учащихся.
Характеризуя юмор как воспитательное средство, необходимо, прежде всего, определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые решаются в процессе использования юмора. Рассмотрим функции юмора в педагогической деятельности:
Информативная функция
Преподаватель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность (выражает личное отношение к происходящему, а также проявляет умение учитывать индивидуальные особенности ученика).
Кроме того, по средствам юмора можно выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать мнение ребенка. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника воспитатель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор.
Эмоциональная функция
Юмор гарантирует хорошее настроение в любой ситуации, а так же с его помощью можно приспособиться к изменившимся условиям.
Практика показывает, что чем выше у участников воспитательного процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражено у них признаки депрессии – сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего. Именно по этому, в своей статье «Рецепт хорошего урока» Татьяна Толстик рассматривает юмор, как одну из главных составляющих успешного занятия [10].
Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности совместной деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. Юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки воспитуемых.
Мотивационная функция
Юмор выступает как стимул самовоспитания и стимулирует поиск новых средств оценки.
Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор – это средство выражения индивидуальности, как воспитателя, так и воспитуемого. Остроумному воспитателю всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому воспитателю «тянутся» дети.
Регулирующая функция
Юмор регулирует отношения между людьми.
Иногда, чтобы вступить в общение, воспитатель начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться – значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.
Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками взаимодействия, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них [6].
В какой-то степени юмор можно назвать творческим началом в человеческой природе. Юмор универсален, так как он охватывает все сферы человеческой деятельности, и синтетичен потому, что юмор не может быть оторван от всего комплекса чувств и переживаний человека. Самые ценные чувства всегда сложны и противоречивы. Если анекдот или карикатура дадут вам пищу для размышлений о себе и своих собратьях по разуму, если к смеху примешиваются грусть и тревога – значит Вы стали немного умнее, богаче и человечнее.
Активная, творческая форма чувства юмора – остроумие. Чувство юмора – это способность к восприятию комизма; остроумие – к его творению, созиданию. Остроумие – это талант так концентрировать, заострять и эстетически оценивать реальные противоречия действительности, чтобы нагляднее и ощутимее, стал их комизм [1, с. 107]. Данная форма юмора наиболее полно проявляется в таком жанре искусства как карикатура, который бесспорно является изобразительной формой юмора.
Карикатура (витал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Современная карикатура – это, как правило, сатирический или юмористический рисунок. Рассуждая о карикатуре и о шарже, как виде карикатуры, следует отметить, что этот жанр искусства является одним из немногих, который способствует развитию чувства юмора.
Рассуждая о карикатуре, как графической форме юмора, следует отметить, что она так же является и средством воспитания чувства юмора. Являясь юмористическим произведением изобразительного искусства, карикатура – особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора. Волнуя и радуя ребенка, она побуждает его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия [2, c. 65].
Постепенно воспринимая юмористический подтекст карикатуры, впитывая от неё разнообразные ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Таким образом, например, он отмечает, что веселому изображению на картине соответствует смех и приподнятое настроение.
Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на юмористические произведения изобразительного искусства, ребёнок учится радоваться и, вместе с тем, относиться ко многим вещам с иронией, что способствует развитию тенденции воспринимать жизнь в более радушном свете.
Посредствам карикатуры, прежде всего, воспитывается у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, проявляется внимание к ним, благодаря чему можно формировать сатирическое восприятие. Изучая шаржированные портреты, можно корректировать внимание детей, направляя его не только на содержание изображенного, но и на выразительную форму образа, на изобразительные средства, которые придают образу выразительность.
Направленность внимания на юмористическую выразительность в изображении образов людей, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность формировать умение детей элементарно оценивать и выявлять степень сатиризма. Оценочное отношение у детей проявляется, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим. Часто происходит так, что дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось. Таким образом, появляются любимые произведения, вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания, иными словами, в полной мере раскрывается гедонистическая функция, присущая такому жанру искусства, как шарж [7, c. 45].
Не оспорим тот факт, что, занимаясь с детьми, очень важно привлечь их внимание к юмористической картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать ребёнка содержанием произведения, это предложить ему поставить себя на место того человека, который изображён на шарже – ребенок становится участником интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Конечно, может так случиться, что ребёнок будет стоять и смотреть молча. В этом случае преподаватель должен поддерживать его, помочь ему лучше понять юмористическое содержание картины.
Важно практиковать повторное рассматривание юмористических карикатур и шаржей, так как знакомое произведение вызывает всплеск эмоций и, как следствие, оживленные высказывания, благодаря чему ребёнок свободно и раскрепощено высказывает свои мысли, что способствует развитию его мышления и речи. В своем исследовании мы соглашаемся с мнением Т. В Калининой и М. В. Маркеевой: «В процессе включения воспитанников в различные виды деятельности необходимо учитывать соответствие имеющихся у воспитанников индивидуальных склонностей в дальнейшей социализации и соотносить их с уровнем актуального развития, в котором они находятся» [5, с. 113].
Из этого следует, что формирование личности ребёнка по средствам воспитания чувства юмора при помощи карикатуры создает условия для дальнейшего психологического нравственно-эстетического развития ребёнка и формирует у него начало духовной культуры и мировоззрения, которое ложится в основу творчества.

Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности: склонности и способности / Б. Г. Ананьев. – Л. ЛГПИ, 1962. – 332 с.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. – М. АПН РСФСР, 1925. – 672 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. – М. АСТ, 2008. – 984 с.
4. Ефимов, Б. Е. Основы понимания карикатуры / Б. Е. Ефимов. – М. Академии художеств СССР, 1961. – 70 с.
5. Калинина Т. В. Возможности оказания психолого-педагогической помощи и поддержки воспитанникам учреждений интернатного типа / Т. В. Калинина, М. В. Маркеева // Гуманитарные науки и образование. – 2012. — №2(10). – С.112-116.
6. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. Наука, 1978. – 128 с.
7. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество / А. Н. Лук. – М. Искусство, 1977 – 183 c.
8. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. — М. Искусство, 1976. – 182 с.
9. Стернин, Г. Очерки русской сатирической графики / Г. Стернин. — М. Искусство, 1964. — 336 с.
10. Толстик Т. Рецепт хорошего урока / Т. Толстик // Школьный психолог. – 2010. — № 6 (460). – С. 9-13.

Источник: Иванов-Гай, И. С. Развитие чувства юмора средствами карикатуры / И. С. Иванов-Гай // IX Международн. науч.-практ. конф. – Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» Саранск, 28-29 ноября 2013 г. [материалы] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013 Просмотров: 497