Статья по окружающему миру (младшая группа) по теме:
Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.

Предварительный просмотр:

Воспитание детей на основеВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Поэтому с момента рождения малыша, пожалуй самым важным для него является духовное развитие. Духовность, творческий патриотизм следует прививать с раннего детства.

Как сказал выдающийся академик Д. С. Лихачев «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохраняются и в ??? в. если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

В дошкольном учреждении этим должен заниматься воспитатель однако, не будучи патриотом сам, он не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом пробуждения личности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Как воспитатель детского сада, я провожу во второй младшей группе «Коротышки» определенную работу, направленную на формирование чувства патриотизма у ребенка. Для этого широко использую все виды фольклора. Большое внимание уделяю устному народному творчеству. Затаив дыхание, дети слушают чтение русских народных сказок. Перед их глазами на фланелеграфе и в кукольном театре оживают герои сказок. Они начинают свой диалог с юными зрителями, и создается впечатление, что дети искренне верят в живое общение с ними. Они запоминают их хорошие поступки, и делают для себя выводы.

Честные, смелые, добрые, трудолюбивые, храбрые и справедливые герои сказок способствуют проявлению у наших детей таких же красивых и положительных поступков и качеств.

В течении года мы с ребятами выучили фольклорные песни, водили хороводы. Дети с удовольствием поют во время игры своим куклам песни, любят слушать их перед сном на тихом часе. Им нравиться заучивать потешки и поговорки. Все это формирует в ребенке богатство, мелодичность, красоту и напевность родного русского языка.

Предметы старинного быта помогают ребятам с самого раннего возраста понять, что они – это часть великого русского народа. С помощью родителей мы проводим с детьми беседы за русским самоваром, пытаясь представить им старинную русскую избу с национальными бытовыми предметами, такими как. русская печь, стол, лавки, вокруг стола, деревянная посуда, плетеные лукошки ведра и коромысло, вышитые рушники и салфетки и т. д.

И конечно же самые яркие эмоции вызывают у детей обитатели «избы» — это кот «Мурлыка» и коза. Они с огромным интересом играют с котом, слушают его сказки, рассказывают козе свои потешки. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

В группе с успехом прошел праздник «Пришла коляда – отворяй ворота». Дети с радостью заучивали колядки, готовили костюмы. Сколько было восторга в ребячьих глазах, когда после колядок их мехоноша собрал, целую корзину угощений. Своими колядками они поздравили ребят из других групп, администрацию садика, навестили медработников и работников кухни. Праздник, конечно же, закончился чаепитием за русским самоваром и народными играми.

Не менее интересно прошел праздник «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Дети с радостью читали стихи о масленице и угощались блинами. Прекрасные стихи и песни о масленице, игры и хороводы, пословицы и поговорки и конечно блины стали постоянными атрибутами масленичной недели. Продуктивной деятельностью детей стала аппликация по превращению блина в символ солнца красного. Проводы масленицы заканчивались сжиганием соломенного чучела и катанием на разукрашенных лентами лошадях.

Все это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту русских мастеров. Проведение такой работы предусматривает активное участие всех детей, даже самых пассивных и застенчивых.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.