Нидерланды воспитание детейМейвогель Рия (Нидерланды) Дошкольное и детское воспитание в Европе.

В странах Западной Европы существуют разные категории ДДУ: дошкольные учреждения или детские сады, детские центры и воспитатели на дому, игровые группы.

Дети в странах Западной Европы до начала обязательного обучения обычно посещают дошкольное учреждение или детский сад, которые курируются Министерством образования.

Дошкольное образование ребенка начинается с 2,5 до 6 лет, в зависимости от страны (см. таблицу). Его продолжительность зависит от возраста, с которого начинается обязательное обучение.

В большинстве стран родители не платят за дошкольное обучение, поскольку оно рассматривается как часть школьной системы, бесплатной до определенного возраста. Здесь практически все дети посещают дошкольные учреждения (98-99 %). В тех странах, где родители вынуждены платить за образование, посещаемость детей ниже и, соответственно, ниже их уровень развития при поступлении в начальную школу.

Итак, что же представляет собой система детских дошкольных учреждений в странах Западной Европы?

Детские центры (включая игровые группы) предназначены для детей работающих родителей. Они курируются Министерством благосостояния или Министерством социальных вопросов. Специальной учебной программы здесь нет. Рабочий персонал занимается воспитанием детей и уходом за ними, его основная обязанность — обеспечить игровую деятельность и развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Детские центры готовы принять малыша с момента окончания у родителей отпуска по беременности и по уходу за ребенком. Ребята посещают детский центр до поступления в дошкольное учреждение. В отличие от дошкольных учреждений, детские центры относят к услугам для работающих родителей, и поэтому они платные.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Группы продленного дня для детей дошкольного возраста

Так как время работы дошкольных и школьных учреждений не совпадает с рабочими часами родителей, многие дети нуждаются в присмотре после окончания занятий, а также во время школьных каникул. Платные детские центры и группы продленного дня, как правило, находятся в одном здании. Детям старше 8 лет предлагается система клубов.

Воспитание на дому

Еще одна разновидность услуг — воспитание на дому. Женщина, прошедшая специальную подготовку, присматривает за группой детей у себя дома. Это распространенный, строго регулируемый уход за ребенком. Центральный офис несет ответственность за оплату, набор детей, игрушки и т. д. Эта услуга также платная.

Такие группы появились в 1960-1970-х годах. Их цель — предоставление детям из маленьких семей возможности вместе играть и развивать навыки общения. Обычно дети посещают их 2 раза в неделю по утрам или во второй половине дня. Как правило, игровые группы организуют волонтерские организации. Они работают неполный день, родители платят незначительную сумму либо вообще не платят.

В Нидерландах, например, в каждой маленькой деревне имеется игровая группа. Поскольку плата невысокая, они подходят даже для тех семей, которые относятся к группам риска. Многие игровые группы предлагают специальные программы для детей иммигрантов и беженцев с целью подготовки их к дошкольному обучению.

Учреждения для детей с отклонениями

В странах Западной Европы серьезное внимание уделяется интеграции детей с отклонениями в воспитательных центрах, игровых группах и дошкольных учреждениях. Для этого привлекают специалистов в области конкретного заболевания ребенка с целью оказания ему помощи, а также дополнительный персонал для снижения нагрузки постоянных работников штата и обучения их поведению в сложных ситуациях.

Интеграция детей с отклонениями полезна для их физического и физиологического развития, а также необходима для выработки навыков общения. Важно, чтобы здоровые дети нормально воспринимали отклонения у других детей и неполноценность у взрослых. Взрослые отвечают за то, чтобы дети не дразнили друг друга.

В некоторых странах в дошкольных учреждениях предлагают горячий обед. В других странах дети берут с собой бутерброды. В странах, где школьный день неполный, дети обычно обедают дома. В детских центрах иногда дают горячий обед, молоко, фруктовые соки или чай, а также фрукты, в некоторых случаях питание приносят из дома.

В игровых группах питание не предусмотрено, так как дети проводят здесь неполный день. Однако, им могут предложить напитки и фрукты.

Финансы на систему ДДУ поступают из Министерства образования, независимо происходит ли это с государственного уровня или регионального. Деньги выделяются: через муниципалитет в школы, непосредственно в школы, на заработную плату (включая налоги и страховку), а оставшаяся часть поступает в муниципалитеты и/или в школы.

Муниципалитет или школы оплачивают: зарплату, налоги и страховку, помещение, оборудование, канцелярские принадлежности. В некоторых странах родители платят за книги, бумагу, ручки, карандаши и т. д. школьную форму, в фонд школы. В странах, где родители оплачивают часть расходов на школьное обучение, существуют фонды для родителей, которые не в состоянии оплатить дополнительные расходы. Иногда такие фонды оплачивают, например, пользование детей школьным автобусом.

В заключение отмечу, что различия между услугами, предоставляемыми ДДУ стран Западной Европы, символичны (ориентация на подготовку к школе, на семью или на ребенка). Есть только одно серьезное отличие — ответственность лиц или заведений, оплачивающих эти услуги. К образованию относятся как к долгу общества, а к дошкольному воспитанию — как к ответственности родителей. Каждый гражданин (вне зависимости, есть у него дети или нет) платит налоги, покрывающие расходы, связанные с обучением детей в школе. А вот совмещение работы и воспитания детей, так же как питание и профилактика здоровья (за исключением семей, имеющих детей с отклонениями или относящихся к группе риска), рассматривается как ответственность родителей. Поэтому родители больше платят за детское воспитание, чем за обучение.

Источник: Мейвогель Рия (Нидерланды) Дошкольное и детское воспитание в Европе// Обруч, 1998 №5. — с. 4-6.