Похвала и наказание

Похвала и наказание ребенкаУ родившегося ребенка жизнь начинается «с нуля». Он ещё не знает, как поступать в той или иной ситуации, у него нет опыта общения, он даже не имеет никаких представлений о том, что правильно или нет, а тем более от лишен закоренелых стереотипов. Все это у него появляется при общении с нами – взрослыми, а также со своими сверстниками.

Задача каждого родителя – дать ребенку все самое лучшее, научив его при этом легко адаптироваться в новой ситуации. Это непростая задача, требующая огромной работы и от родителя, и от ребенка. Поэтому, чтобы облегчить этот трудоемкий процесс, есть несколько советов родителям, а также учителям и воспитателям.

С точки зрения поведенческой психологии (бихевиоризма), в воспитании присутствуют два основных процесса: закрепление и изъятие действия из поведения. Так, изъятие действия из поведения ребенка есть не что иное как наказание. похвала же относится к положительному закреплению. С первого взгляда все очень просто, но это далеко не так!

Если наказание следует сразу после проступка ребенка, то это называется отрицательное закрепление. Ребенок чаще всего хочет лишь привлечь внимание, а хорошим мальчикам и девочкам в большинстве случаев внимание не уделяется («Они ведь и так нормально сидят»). Давая ребенку максимум своего внимания, только когда он провинился, вы закрепите данное поведение ребенка. А закреплять родителю нужно желательное поведение своего ребенка. Таким образом, нужно детей чаще хвалить.

Наказание должно быть не в момент, когда эмоции преобладают над разумом, а наоборот, — разум должен быть чист.

Объясню на примерах.

Ситуация 1:ребенок шумит и сильно отвлекает (от дел – родителей, от урока – учителя и класс). Взрослый делает ему несколько замечаний, ругает и обращает весь свой возмущенный взор на него.

Родитель думает: ребенок должен успокоиться после 1-2 замечаний.

Ребенок думает: «Наконец-то, на меня обратили внимание!»

Как сделать, чтобы был эффект: чаще хвалить ребенка за хорошее поведение. Надо дождаться, когда ребенок успокоиться, и уделить ему внимание в спокойном состоянии, отметить, какой он молодец именно сейчас. Тогда ребенок будет пытаться завоевать ваше внимание хорошим поведением.

Ситуация 2:вы поймали своего сына-старшеклассника за курением и тут же как следует отругали его.

Родитель думает: ребенок больше курить не будет.

Ребенок думает: как найти способ ещё лучше спрятаться от родителя.

Как сделать, чтобы был эффект: снизить эмоциональную реакцию в процессе самой ситуации, позже (когда первые эмоции утихнут) провести полноценную доверительную беседу с ребенком на тему курения.

Б. Скиннер (известный бихевиорист) провел эксперимент, в котором изучал связь похвалы и наказания у детей. Он получил следующие результаты (научно обоснованные!): на детей, которых часто хвалят, наказание действует адекватно; а на детей, которых практически не хвалят, наказание не действует.

  • хвалите детей чаще (за хорошее), а наказывайте, когда эмоции поутихнут
  • не обращайте внимания на плохое поведение – закрепляйте нужное вам поведение.

А ещё детям требуется безусловная любовь, принятие, тепло и огромная поддержка!