Воспитание детей в игреВ книге освещается широкий круг вопросов, связанных с игровой деятельностью детей дошкольного возраста. При этом центральное место отводится решению нравственных проблем, возникающих в процессе игры.

Авторы раскрывают роль педагога в организации игры, в создании игровых коллективов и установлении правильных взаимоотношений между играющими. Подчеркивается необходимость внимания со стороны педагога к индивидуальным; особенностям детей.

Предисловие

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду, детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Авторы пособия не ставили своей целью охватить все стороны влияния игры на развитие детей, дать целостную систему воспитания в игре. Основные проблемы, которым посвящена книга, связаны с нравственным воспитанием дошкольников (воспитанием патриотизма, коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка — дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры, которые и приводятся в данном пособии в качестве иллюстрации развития творческого воображения ребят при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений на тематику игр, выбор и использование ролей.
В книге показано значение творческих игр для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому члену коммунистического общества. Книга расширена на основе материалов XXVI съезда КПСС и последующих постановлений партии и правительства по народному образованию, в которых вновь была подчеркнута необходимость комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения, к формированию нового человека в эпоху развитого социализма.

Мы надеемся, что предлагаемые в книге рекомендации, советы, методические указания, научно обоснованные и проверенные в практике работы различных детских садов, окажут воспитателям большую помощь и будут дополнены их собственной тонкой наблюдательностью, высокой культурой человеческих взаимоотношений, бережным обращением с детским творчеством.

Оглавление

От составителей 3

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. Д.Б. Менджерицкая 5

Развитие детского творчества и игрового замысла. Д.Б. Менджерицкая 19

Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста. О.К. Зинченко 27

Воздействие книг и картин на игровые образы Л.П. Бочкарева 38

Патриотическое и интернациональное воспитание. Э.К. Суслова 49

Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В.Я. Воронова 65

Формирование дружбы у старших дошкольников. Т.А. Маркова 77

Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре. З.В. Лиштван 91

Воспитание активности в творческих играх. Н.В. Седж 101

Воспитание целеустремленности. Р.М. Геворкян 113

Воспитание организаторских умений. А.И. Матусик 120

Воспитание гуманных чувств. А.А. Анциферова, А.К. Бондаренко 143

Воспитание интереса к труду. А.К. Бондаренко 155

Роль игры в формировании у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду. Н.В. Королева 163

Роль игры в воспитании положительного отношения к школе. В.А. Гелло 177