Развитие творческих способностей детей

Творческое развитие малышейРазвитие творческих способностей детей – важный педагогический процесс, который способствует их будущим успехам, как в профессиональной карьере, так и в обычной жизни. Творчески одаренный человек востребован в разных сферах деятельности. Креативные люди, которые способны мыслить нестандартно, находят правильные решения в любых ситуациях. Рассмотрим, в каких условиях и какими методами можно развить творческие способности у ребенка.

Методы

Основными методами развития творческих способностей специалисты называют воображение и творческое мышление.

Воображение особенно активно развивается у малышей в процессе чтения, прослушивания музыки, просмотра картин. Например, во время музыкального занятия дошкольникам предлагают назвать, какой образ возникает при прослушивании мелодии: топот медведя или полет птички, капанье дождика или завывание ветра.

Творческое мышление лучше всего развивается в ходе игры. Так, играя с реальными предметами, ребенок придумывает нереальные действия. Например, используя коробочки, мальчик устраивает автомобильные гонки, представляя себе на их месте гоночные машины.

Наиболее ярко воображение и творческое мышление проявляются в рисовании, лепке, сочинении сказок, песенок и стишков.

Условия для развития

Для лучшего развития творческих способностей детей важно создать благоприятные условия. Многие педагоги и психологи акцентируют внимание родителей на этом факте.

Приведем советы специалистов, как создать среду, благоприятную для развития творческих способностей детей:

  • Родители должны поддерживать у ребенка стремление творить. Не стоит заострять внимание на неудачах, выражать неодобрение. Лучше подчеркивать то, что хорошо получается, обязательно хвалить малыша за положительный результат.
  • Необходимо уважать любознательность ребенка, с терпением относиться к его необычным идеям, поощрять появление вопросов. Нужно отвечать на все вопросы малыша, даже если они покажутся совершенно нелепыми. Обращайте внимание, что на некоторые вопросы невозможно дать однозначный ответ, пусть ребенок живет в постоянном интеллектуальном напряжении.
  • Излишняя опека взрослых может препятствовать творческому развитию ребенка. Поэтому нужно предоставлять малышу возможность побыть одному, заниматься своими делами в одиночестве. Не стоит забывать, что иногда несвоевременная родительская помощь может восприниматься, как вмешательство во внутренний мир маленького человека.
  • Свободный и уверенный в себе человек больше склонен к самовыражению и творческому развитию. Обеспечьте ребенку ощущение безопасности, научите любви к себе.
  • Необходимо создавать ребенку легкий доступ к материалам для творчества, чтобы он мог в любой момент воспользоваться ими. Если такое условие трудно выполнить дома, можно с малышом посещать различные кружки, центры развития и творчества.

Как утверждают специалисты, творческие способности ребенка наиболее ярко проявляются в возрасте 3-5 лет. Следующий этап их наибольшего развития – первые годы школьного обучения, затем они снижаются на несколько лет и опять возрастают в период полового созревания.

Упражнения для развития творческих способностей

Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно развивать творческие способности ребенка. Приведем примеры таких упражнений для дошкольников:

  • Картинки. На карточки наклеиваются разнообразные картинки. Одна карточка кладется на стол, а остальные раздаются участникам. Участники по очереди кладут картинки одну к другой (по принципу домино). Условие: соседние картинки должны быть ассоциативно связаны друг с другом. Ребенок должен объяснить, почему он кладет именно эту картинку.
  • 10 слов. Берут любой предмет и придумывают к нему сначала 10 слов, которые более точно определяют его, а затем – 10 слов, которые менее всего подходят к нему.
  • Ситуация. Взрослый предлагает ребенку найти максимально возможное количество выходов из определенной ситуации. Например, порвался ботинок во время прогулки, а обувной мастерской поблизости нет. Возможные решения – идти босиком, обмотать подошву носовым платком и т. д.
  • Как это можно использовать? Берется любой предмет, и предлагаются варианты его нестандартного применения. Чем больше получится вариантов, тем лучше.

Выполнять такие упражнения следует в игровой форме. Хорошо, если в таком процессе будут участвовать несколько детей.

Родители должны развивать творческие способности детей, их креативность, нестандартность мышления. Применив на практике советы специалистов, можно сделать процесс развития ребенка интересным и увлекательным.