/ 1 П Корр. пед-ка с осн спец. псих_1 / Литература / Специальная педагогика (книга)

Воспитание детей с 1 до 2051 Материал предоставлен Л. И. Аксеновой. 388

нии и Ирландии. Аналоги кэмпхиллских общин появляются в по­следнее время и в России.

Цели и задачи кэмпхиллского движения реализуются:

в организации общин, жизнь которых основывается на при­знании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему;

в создании особого образа жизни, учитывающего нужды каж­дого. Отношение «персонал — клиент» меняется на отношения взаимопомощи во всех сферах повседневной жизни, включая при­готовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаим­ную заботу;

в такой финансовой организации деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой. Заработной пла­ты нет, но материальные потребности каждого человека удовле­творяются.

Концептуальной основой кэмпхиллских общин является соз­дание определенного образа жизни для всех ее членов, что дает им возможность полностью реализовать свой потенциал на про­тяжении жизни в особом социальном окружении, в общении с природой, в хозяйственном труде и активном отдыхе. Кэмпхилл -это общины для людей (детей, подростков, молодых и пожи­лых), имеющих различные нарушения в развитии и трудности в социализации, живущих вместе с сотрудниками и их семьями и поддерживающих друг друга. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию. Основополагающим принципом жизни в общине является взаи­мопомощь, когда каждый ее член старается сделать все, что ему по силам для своего блага и блага своих товарищей. Для этого в разных общинах используются различные методы: организуются школы для детей, имеющих серьезные трудности в обучении; создаются специальные учебные заведения для молодых людей, где они могут получить рабочую профессию в соответствии со своими возможностями; на основе взаимопомощи организуются поселения для взрослых, имеющих различные психические и фи­зические нарушения; основываются специальные деревни для хозяйственного труда взрослых и поселения для пожилых и не­трудоспособных, нуждающихся в уходе. В кэмпхиллских общи­нах и центрах стараются создать условия для удовлетворения специфических потребностей каждого проживающего в них на основе индивидуального дифференцированного подхода к его нуждам. Кэмпхиллские общины организуются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в промышленных регионах.

Основными задачами организации подобных поселений явля­ются следующие:

создание условий для максимально независимой жизни (куль­турной, общественной, трудовой) для каждого члена общины;

организация ухода для лиц со значительными ограничениями жизнедеятельности (нетрудоспособных);

восстановление отношений с окружающей средой и достиже­ние лучшего понимания нужд людей, имеющих различные психо­физические нарушения;

организация труда для тех членов общины, которые в обычных условиях были бы безработными.

Кэмпхиллское движение, как одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными воз­можностями, получило признание во многих странах мира. Кэмп-хилл оказал значительное влияние на изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью и на формирование государственной социальной политики западных стран по отно­шению к людям, относящимся к самой уязвимой категории насе­ления. Это направление в штайнеровской педагогике стало реаль­ным гуманистическим решением сложных жизненных затрудне­ний для многих семей, имеющих детей с отклонениями в психофи­зическом развитии, шансом полноценной жизни для многих лю­дей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Вопросы и задания

1. Каковы основные принципы педагогической системы М. Монтессори?

2. Какие возможности открываются для образования детей с отклонения­ми в развитии в детских садах и школах, работающих по системе Монтес­сори?

3. Каковы основные принципы педагогической системы Р. Штайнера?

4. Каковы основные положения содержания и организации работы валь-дорфского детского сада?

5. На какие этапы в развитии человека рассчитана структура вальдорф-ской школы? В чем ее привлекательность для обучения детей с особыми обра­зовательными потребностями?

6. Попробуйте найти общие и отличительные черты вальдорфской школы и Монтессори-школы в содержании и организации обучения детей с отклоне­ниями в развитии.

7. Что такое Кэмпхиллское движение?

Литература для самостоятельной работы

1. Грюнелиус М.Э. Вальдорфский детский сад. — М. 1992.

2. Монтессори М. О принципах моей школы. — М. 1999.

3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестома­тия / Сост. и науч. ред. Л.М.Шипицина. — СПб. 1997.

4. Педагогика Марии Монтессори: теория и практика // Международная науч­но-практическая конференция. — Белгород, 1995.

5. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Сорокова. — М. 1997.

6. Хилтунен Е.А. Педагогика Монтессори // Учительская газета. — 1992. — № 28.

7. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. — Омск, 1993.

8. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М. 1994.

Слово к читателю. 3

Раздел I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. 5

Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики. 5

1.1. Основные понятия, термины специальной педагогики. 5

1.2. Объект, субъект, предмет, цель и задачи

специальной педагогики. 16

1.3. Систематика и статистика специальной педагогики. 18

1.4. Предметные области современной специальной педагогики. 24

Глава 2. Научные основания специальной педагогики. 27

2.1. Философия и специальная педагогика. 27

2.2. Социокультурные основы специального образования. 36

2.3. Экономические основы специального образования. 43

2.4. Правовые основы специального образования. 51

2.5. Клинические основы специальной педагогики. 58

2.6. Психологические основы специальной педагогики. 67

2.7. Лингвистические и психолингвистические основы

специальной педагогики. 81

Глава 3. История становления и развития национальных систем

специального образования (социокультурный контекст). 87

3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к

осознанию необходимости призрения инвалидов. 88

3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости

призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. 93

3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности

обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. 97

3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. 105

3.5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным

возможностям; от «институциализации» к интеграции. 14

Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. 122

Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики. 122

1.1. Особые образовательные потребности и содержание

специального образования. 122

1.2. Принципы специального образования. 127

1.3. Технологии и методы специального образования. 135

1.4. Формы организации специального обучения. 144

1.5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного

процесса в системе специального образования. 148

1.6. Профессиональная деятельность и личность педагога

системы специального образования. 157

Глава 2. Современная система специальных образовательных услуг. 163

2.1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. 163

2.2. Дошкольное образование детей с ограниченными

2.3. Школьная система специального образования. 177

2.4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. 188

2.5. Социально-педагогическая помощь лицам

с ограниченными возможностями. 196

Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО

Глава 1. Образование лиц с нарушениями умственного развития. 205

1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении

(задержка психического развития). 205

1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития

(умственной отсталостью). 211

Глава 2. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи. 227

2.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной

отрасли знаний. 227

2.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные

закономерности ее развития у ребенка. 228

2.3. Причины речевых нарушений. 229

2.4. Основные виды речевых нарушений. 230

2.5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с речевыми нарушениями. 243

2.6. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи. 244

Глава 3. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха. 247

3.1. Предмет и задачи сурдопедагогики. 247

3.2. Причины нарушений слуха, их диагностика

и медицинская реабилитация. 249

3.3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. 253

3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики. 257

3.5. Педагогические системы специального образования лиц

с нарушениями слуха. 260

3.6. Специальные технические средства для неслышащих. 275

3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом. 276

Глава 4. Специальное образование лиц с нарушениями зрения. 279

4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики. 279

4.2. Из истории тифлопедагогики. 280

4.3. Причины и последствия нарушения зрения и способы

4.4. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. 286

4.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе. 288

4.6. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих. 297

Глава 5. Специальное образование при аутизме и аутистических

чертах личности. 300

5.1. Понятие о синдроме раннего детского аутизма

и аутистических чертах личности. 300

5.2. Причины аутизма. 302

5.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика. 303

5.4. Возможности развития, образования и социализации. 308

5.5. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. 309

Глава 6. Специальное образование лиц с нарушениями

опорно-двигательного аппарата. 316

6.1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. 316

6.2. Общая характеристика ДЦП. 317

6.3. Структура двигательного дефекта при ДЦП. 318

6.4. Нарушения психики при ДЦП. 322

6.5. Речевые нарушения при ДЦП. 325

6.6. Коррекционная работа при ДЦП. 326

6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим

церебральным параличом. 329

Глава 7. Развитие и образование детей со сложными

нарушениями развития. 332

7.1. Понятие о сложном нарушении развития. 332

7.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями

и значение их психолого-педагогического изучения. 333

7.3. Задачи психолого-педагогического сопровождения

развития ребенка со сложным дефектом. 335

7.4. Психолого-педагогические основы развития и образования

лиц со сложным дефектом. 338

7.5. Пути и способы организации специального образования

для лиц со сложными нарушениями в развитии. 340

Раздел IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 345

Глава 1. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная

помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития. 345

1.1. Причины появления новых приоритетов в системе

специального образования. 345

1.2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи. 346

1.3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России. 348

1.4. Создание государственной системы ранней помощи —

перспектива в развитии специального образования. 350

Глава 2. Общее и специальное образование: интеграция

и дифференциация. 352

2.1. Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. 352

2.2. Экскурс в историю интеграции. 355

2.3. Россия на пути к интеграции. 359

2.4. Модели интегрированного обучения. Интеграция и

Глава 3. Специальная педагогика и гуманистические образовательные

3.1. Педагогика Марии Монтессори. 371

3.2. Педагогика Рудольфа Штайнера. 381