Европейский (французский) метод воспитания детей.

Европейское воспитание детей

Существует множество различных методов, методик, систем и подходов к воспитанию ребенка. Все они разнообразны, хотя отправной всех точкой является желание родителей воспитать самодостаточную личность.

Достаточно часто они противоречат друг другу. Взять хотя бы вопрос кормления младенца, как самый первый, встающий перед родителями. Гуманитарный подход (американский) предлагает использовать кормление по требованию, а авторитарный – соблюдение режима кормления начиная с роддома. Различия западной и восточной традициями воспитания нам хорошо известны. Азиатская система воспитания – это режим максимальных нагрузок. Западная – бережное отношение к ребёнку.

Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы. Все зависит от мировоззрения каждой отдельно взятой семьи и окружающего общества в целом. Это как две стороны одной медали. И в итоге родители как правило начинают компоновать: режим питания — из одной системы, как общаться с ребенком – из другой. В итоге получается… борщ. Он вкусный и полезный, но если предложить его европейцу, первое время он будет недоумевать. Что это?

Лично для меня, такой «золотой» серединой стала европейская система воспитания, принятая во Франции.

Краеугольным камнем французской системы воспитания является утверждение, что

дети, даже младенцы, способны МЫСЛИТЬ рационально .

Младенцы способны решать простейшие арифметические задачи с предметами, понимают, что такое мыслительная деятельность, а также имеют определенное представление о том, как люди думают и почему совершают те или иные поступки
психолог из Йельского университета Пол Блум

Современная французская теория о том, как правильно воспитывать детей, начинается с Руссо. Философ считал, что детям для естественного развития необходима свобода. В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он вводит такое понятие, как «пробуждение ощущений ». Во Франции родители вовсе не лезут из кожи вон, чтобы их дети стали первыми. Не стремятся научить их читать, считать или плавать как можно раньше, не пытаются сделать из них гениев. Они позволяют ребенку «познать» свои ощущения и чувства. Процесс пробуждения ощущений заключается в том, что малыш знакомится со всеми пятью чувствами. Активное участие родителей при этом не требуется. Ребенок познает мир, когда смотрит на небо, чувствует аромат готовящейся еды или играет один на одеяле. Таким образом чувства обостряются, и он готовится к тому, чтобы различать ощущения.

Родители во Франции, как и в других странах, ценят индивидуальный темперамент ребенка. Но им кажется само собой разумеющимся, что любой здоровый ребенок может не ныть и не падать на пол в истерике, услышав слово «нет», не досаждать окружающим и не хватать вещи с полок в магазине. Они склонны воспринимать нерациональные требования ребенка как капризы, импульсивные желания или причуды. И спокойно отвечают отказом на эти требования. Они не боятся, что такое вот знакомство с фрустрациями нанесет детям психологическую травму. Напротив, они считают, что гораздо хуже для психики ребенка, если он не умеет справляться с разочарованиями. Для детей это важнейший жизненный навык, которому они просто обязаны научиться. Только недобросовестные родители не учат этому своих детей.

Почти все французы, говорят о себе как о «строгих родителях». Это вовсе не значит, что они постоянно третируют своих детей. Нет, это означает лишь то, что их решения непререкаемы в определенных ключевых моментах. Так формируется структура ограничений. Но в этих рамках ребенку дозволено все. В основном ограничения касаются еды, телевизора/компьютера и сна. В семьях авторитет родителей не подлежит сомнению. С младенчества детей учат терпеть. Сначала, это «метод паузы », когда ребенка обучают сну. Чуть позже, примерно с 6 месяцев, – перевод на четырехразовое питание.
И самое главное. Успех французской системы воспитания заключается в общенациональных стандартах. которых придерживаются и старшее поколение и младшее. Все, начиная от бабушки на улице, до водителя автобуса имеют одинаковое представление о хорошо воспитанном ребенке.

С использованием материалов книги Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»

Статья в тему:

  • Как договориться с ребенком? Научитесь замечать его нужды
  • После 10 уже поздно. Выбираем кружок или секцию.
  • Против правил. Готовим сына к реальной жизни.
  • Маме будущего первоклассника/цы. Часть 1: выбираем школу.
  • Папа в пролете: что нужно знать о тактильной усталости, если у тебя есть ребенок
  • О детской ответственности и когда ее отдавать надо.