Детские страхи полтора годаПреодолевая детский страх

Страх, тревога, боязливость- это то, через что проходит каждый ребенок на пути своего уже раннего развития и то, с чем сталкиваются его родители. Как преодолеть страх, как не превратить его в навязчивую фобию, как научить ребенка не бояться своего страха? Прежде всего, нам — взрослым, необходимо знать причины возникновения детских страхов и способы их минимизации и главное — осознать, что многое зависит именно от нас и наших собственных реакций.

Страх – эмоциональная реакция, возникающая при испуге. У маленького ребенка страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнако мую обстановку, непонятную ситуацию, даже если нет прямой опасности.

Положительная сторона страха

Как ни странно, страх – это необходимая реакция организма на приближающуюся опасность. В основе возникновения страха лежит тревога. Существует версия, что тревога – это трижды повторенный сигнал опасности. Но важно различать страх и опасливость, так, к примеру, собаку не следует бояться, но ее следует опасаться. Важно понимать, что страхи появляются у детей в определенном возрасте, а именно когда они начинают противопоставлять себя окружающему миру, что является определенным показателем развития личности ребенка. Таким образом, в основе страха и боязни лежит определенный предмет беспокойства. Страхам здоровых ребят разного возраста всегда предшест­ вует реальный повод: определенные жи тейские ситуации, фильмы, страшные исто рии, рассказанные приятелями.

Каждому возрастному этапу соответствуют определенные страхи:

? В возрасте примерно восьми месяцев практически все дети испытывают страх разлуки с матерью, что связано со способностью ребенка отличать близких от незнакомых. У детей догода наблюдается беспокойство при гром ких звуках или при приближении крупного предмета. Обычно этот страх пропадает к году и связано это с тем, что ребенок понимает, что вещи и люди, пропадающие из его поля зрения, не исчезают совсем.

? Годовалые дети особенно чувст вительны к настроению матери: мама улы бается – ребенок спокоен, мама напуга на – страх овладевает и малышом.

? В полтора года . когда у ребёнка начинает формироваться самосознание, он начинает испытывать страх перед явлениями природы, т.е. перед тем, на что он не может повлиять (так нормой для детей данного возраста является страх темноты).

? В два-три года ребёнок начинает опасаться боли, бояться врачей, а также сказочных образов, олицетворяющих зло. Освоение новых видов деятельности в возрасте двух- трех лет также связано с возникновением страхов, которые теперь в основном имеют социальный характер – страх наказания, страх потерять любовь родителей и пр.

Часто страхи связаны с проявлениями агрессивности и наоборот, что связано с тем, что проявлять испуг в современной культуре более принято, нежели агрессию и тогда страх становится проявлением вытесненной агрессии.

При нормальном развитии, дети вырастают из страхов, свойственных конкретному возрастному периоду.

Предпосылки возникновения страхов

? То, насколько впечатлителен и тревожен ребенок напрямую зависит от функционирования его нервной системы, поэтому необходимо регулярно посещать специалистов (психоневрологов и нейропсихологов) для плановых осмотров и в целях профилактики психической устойчивости.

? Нервная система ребёнка еще не окреп­ла, жизненный опыт отсутствует, а представления о со­ циальном мире только начинают складываться. Желатель­ но создать атмосферу уверенности и спокойствия.

? Ребёнок научается всему, глядя на вас – ваши эмоциональные реакции и ваше психическое состояние – базис для формирования эмоциональных и поведенческих реакций малыша.

? Одна из основных причин кроётся в нарушении детско-родительских отношений, так тревожные дети с большим количеством страхов встречаются у следующих родителей: предъявляющих завышенные требования к ребенку; у гиперопекающих родителей, у чрезмерно беспокойных, а также в семьях, не имеющих единый взгляд на систему воспитания.

Выявление страхов у ребёнка

Чтобы помочь ребенку, понять его и узнать, чего же он боится, м ожно заполнить бланк опросника, ответы на вопросы которого п рояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наб людения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Советуем присмотреться, характерны ли для ребенка следующие черты:

? постоянное беспокойство, которое может проявляется в суетливости движений, хныканье и т.д.;

? трудность, иногда не возможность сконцентрироваться на чем либо, задержать внимание на каком-то предмете;

? мускульное напряжение (например, в области лица шеи плеч живота);

? раздражительность, капризы без всякого повода;

? нарушения сна, которые могут проявляться в нежелании оста ваться одному в кроватке, частом вскакивании, вскрикивании во вре мя сна и т. д.

Основание предположить, что ваш ребенок тревожен, будет у вас лишь в том случае, или хотя бы один из критериев, перечисленных выше, проявлялся в его поведении постоянно.

Практические советы по преодолению детских страхов

? Взрослый должен предвидеть «нештатную» ситуа­ цию – прогнозировать, стараться не допускать нежела­ тельных пугающих моментов.

? Переводите преодоление страха от потери матери в игровую форму – в чередование исчезновения и появления.

? Чтобы бороться со страхом темноты – не закрывайте плотно дверь в комнату малыша, так и чтобы и при погашенном свете в комнате оставались различимыми предметы.

? Родителям стоит как можно лучше вспомнит все подробности возникновения конкретного детского страха.

? Часто, если родители не давят на малыша, не акцентируют внимание на его страхах, дети сами вырабатывают стратегии для разрушения своих страхов.

? Роль ваших родительских реакций огромна: научите малыша самостоятельно преодолевать страх – научитесь успокаивать ребенка при каждом малейшем плаче!

? Дети, имеющие большое количество страхов имеют мышечные зажимы и им рекомендованы любые двигательные упражнения на снятие мышечного напряжения, на расслабление, а также массаж и занятия гимнастикой.

? Дети с повышенным уровнем тревожности обычно обладают заниженной самооценкой, поэтому избегайте чрезмерной критики в их адрес.

? Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

? Чаще общайтесь с ребёнком и превращайте общение в увлекательные и развивающие игры.

? Приучайте ребенка к осознанию себя: учите распознавать значение мимики, жестов, поз (используйте упражнения с зеркалом).

? Понаблюдайте, нет ли в окружении ребёнка высоко тревожных взрослых? (Если есть, то пусть они немного позаботятся о себе. Ведь тревожное состояние отрицательно сказывается на здоровье не только малыша, но взрослого. Чтение специальной литературы, посещение лекций и индивидуальных консультаций психолога может пойти на пользу всей семье.)

? Не предъявляются ли к малышу требования, которые в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей он не может выполнить? (Многие учебники по детской психологии и педагогике содержат перечень навыков, которыми должен обладать ребенок раннего возраста. Они могут служить примерными ориентира
развития сына или дочери.)

? Часто детские страхи возникают из-за неправильного понимания слов взрослых, поэтому стоит внимательно следить за тем, что и как вы говорите детям. Испуг оказывает нежелательное влияние на психику ребенка, который еще не обладает достаточным вообра­ жением и буквально понимает слова, сказанные, напри­мер, в такой игровой форме: «Кто кашку не ест, молоч­ ко не пьет? Кого волк съест? Кого коза забодает?»

? Запомните: если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым воздействие на него, то малыш не научится осторожно­ сти – он научится всего бояться. Взрослый «обучает» ребёнка в конкретной ситуации.

Необходимо помнить, что боязливость детей зависит от индивидуального склада психики и от особенностей возбудимости нервной системы. Итак, боязливость детей в определенной степени зависит от врождённых особенностей, но способность справляться с собственными страхами сильно зависит от опыта ребенка полученного им через непосредственный контакт его с окружающей действительности и того примера, которого он видел со стороны значимых взрослых, т.е. вас, родители!

Анна Старцева, педагог-психолог детской студии «МАЛЫШ»

  1. Развитие личности ребенка от года до трёх / Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.- 432 с. (Серия «Психология детства»).
  2. Дети раннего возраста в детском саду/ Н.В. Рыжова.- СПб-Издательство «Питер», 2006.- 154с.