Ольга

Далай лама о воспитании детейДля аборигенов нашего племени Neotribe раскраска лица — это особый ритуал перехода. Раскрашивая лицо, мы становимся чем-то иным. Сегодня речь пойдет о ритуальных масках.
———————————————————
РИТУАЛЬНЫЕ МАСКИ. Маски народов мира.
(автор текста: Берснев Павел) Показать полностью…

Что обычно представляется современному человеку, когда он слышит слово "маска"? Может быть — шумный и красочный карнавал, современный хэллоуин 31 октября накануне Дня всех святых, корпоративная вечеринка, новогоднее шоу. ну, может быть еще возникнет ассоциация с музейными экспонатами или частью интерьера квартиры или ресторана с экзотическим дизайном, в этническом стиле.

Однако в традиционных культурах маска имела иное предназначение. И прежде всего маска была неотъемлемой частью священных ритуалов. Маска имела магическое предназначение. Жрец, священник или иной участник ритуала, надевая маску, сам превращался в того, кого представляла маска. "Актер" Магического Театра перевоплощался в мифического героя, духа или бога.

Слово "маска" происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского mascara. Вполне возможно, что те в свою очередь берут начало из латинского mascus, masca — что означает "призрак", и арабского maskharah — "шут", "человек на маскараде".

Кстати, слово "персона" имеет не только хорошо всем известное современное значение в смысле личности, индивидуальности, отдельного человека. Это слово ???????? обозначало в древнегреческом театре "маску", которую надевал актер. В дальнейшем "просопон" наряду с другим словом "ипостась" стали основными "техническими терминами" христианского богословия. "Просопон" и "ипостась" играют центральную роль в развитии богословского учения о Троице и Иисусе Христе как одном из проявлений Бога (христология) в дебатах с четвертой по седьмой века. Идея "маски-персоны" перекочевала и в психологию. Юнг подразумевал под этим термином роль человека, его "маску", которую тому приходится надевать под давлением общества и внешних обстоятельств. Так "персона-маска" стала "публичным лицом", обращенным к другим "персонам-маскам". Общество в таком контексте тоже оказалось Магическим Театром Жизни, только в этом Театре, далеко не каждый выбирает свое лицо осознанно. И далеко не у каждого лицо что-то выражает. ну, разве что условный "смайлик".

Однако вернемся к традиционной маске. В далекие архаические времена считалось, что маска помогает шаману в далеких путешествиях в иные реальности, или как сказали бы сейчас, маска помогала ему входить в измененное состояние сознания, или транс. Маска нужна была практически в любом ритуале (в некоторых культурах роль маски играла раскраска лица или татуировки) — от инициации юношей (вхождение их во взрослую жизнь), до сельскохозяйственных календарных праздников для увеличения урожая и удачи на охоте.

Теме масок посвящено несметное количество литературы. Среди классических трудов наиболее известна работа Клода Леви-Стросса "Путь масок". В 1994 году по мотивам комиксов был снят фильм "Маска" с Джимом Керри в главной (и самой его звездной) роли. Магическая сила и мощь маски проявилась, когда главный герой случайно обнаружил ритуальную маску некого божества "Локи", отдаленно напоминающего трикстера Локи (обманщик, двойственная фигура, имеющая как "добрые", так и "злые" черты, одновременно герой и злодей) из германо-скандинавской мифологии.
————————————————

Из Википедии: театральные маски известны в разных культурах и у разных народов:

японские театры Но и Кабуки;
широко известная комедия Масок (комедия дель арте);
индонезийский Ваянг;
китайская Чао-опера;
ритуальный военный танец Чхау в Индии;
Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа.

Ссылка www.curanderos.ru Путешествие в мир амазонских шаманов, Перу, церемонии Аяуаски — Клуб Курандерос — клуб исследователей традиционных культур, религиозных верований, мифов, ритуалов и обычаев народов мира http://www.curanderos.ru