М монтень о воспитании детейМинский государственный лингвистический университет

Идеи интерактивного обучения в педагогической концепции Мишеля Монтеня

Одним из инновационных направлений в современной дидактике выступает проблема интерактивного обучения. Возникает необходимость изучения сущности и выявления истоков обозначенного феномена. Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592) был первым исследователем, в чьих трудах мы находим истоки зарождения идеи интерактивного обучения. М.Монтень жил и творил во Франции в эпоху позднего Возрождения, в центре мировоззрения которой оказался не только человек сам по себе, но и новые пути воспитания и образования, направленные на раскрытие в нем всего лучшего и обеспечение единства умственного, физического и духовного развития личности.

Отстаивая идею целенаправленного развития умственной и физической активности детей, он указывал на то, что ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Поэтому именно развитие свободы духа, склонности к самостоятельному мышлению и выработке собственной активной жизненной позиции, свободе выбора, а также таких качеств, как смелость, решительность, сила воли помогут ребенку, по утверждению М.Монтеня, стать достойным гражданином, полезным для общества человеком, активной и свободной личностью.

Особое внимание М.Монтень придавал умственному развитию, так как считал, что размышление – могущественный и полноценный способ самопознания. Но «своими» знания смогут стать лишь только при условии их полного осмысления и принятия. Обсуждая эту проблему, автор поясняет: «пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние», ведь «тот, кто рабски следует за другим, тот ничего не находит» [1. С. 166]. Далее он указывает, что главная задача учителя состоит в том, чтобы изложить различные учения, показать их отличия и сходства, познакомить учащихся с теми или иными фактами, что предваряет работу по их самостоятельному осмыслению и переработке. Монтень говорит, что невозможность человека выразить словами то, о чем думает, не вызвано отсутствием у него красноречия. Истинная же причина кроется в том, что в голове у него «носятся какие-то бесформенные образы и обрывки мыслей», причиной является не только неумение понять других, но и, прежде всего, себя самого [1 С. 188]. Ведь те, у кого в сознании присутствует ясное представление о чем–либо, без труда способны сформулировать свою мысль. Поэтому задача учителя в стимулировании ученика высказываться устно, рассуждать, давать оценку фактам и событиям.

Это означает, что вся сумма почерпнутых в процессе обучения знаний, сведений и фактов не имеет никакой ценности и ничему не служит, если не находит применения в жизни, не приносит пользы обучаемому. Даная идея рассматривается в качестве одной из основных в современной трактовке интерактивного обучения.

Важное место принадлежит рассуждениям о пересмотре методов и приемов, используемых в процессе обучения. По мнению педагога, следует уйти от использования схоластических и догматических методов, столь популярных в практике школ того времени и придать обучению развивающий характер. Это возможно через отказ от использования в образовательной практике неэффективных и устаревших средневековых методов и способов обучения, от которых ни ученики, ни сами учителя не становились мудрее, хотя и приобретали так называемую ученость, так как главной целью в практике школ было забить голову ученика всевозможными знаниями. М.Монтень указывал на ценность методов, развивающих ум, мышление, волю, чувства человека.

Еще до научно-теоретического осмысления проблем дидактики в трудах великого просветителя мы находим высокую оценку эвристического диалога учителя и ученика, получившего сегодня название сократовского метода. М.Монтень призывает педагогов к такому построению взаимодействия с детьми, при котором бы они не только говорили, рассуждали, поучая своих питомцев, но и внимательно слушали их, стимулировали к диалогу, творчеству, сотрудничеству и совместной деятельности. При этом он ссылается на опыт древних и великих Сократа и Аркесилая. Именно они сначала заставляли говорить учеников, а затем уже говорили сами.

В связи с этим, согласно воззрениям М.Монтеня, в процессе обучения большое внимание должно быть уделено опыту самого обучаемого, без которого никакое личностное развитие, а также активное участие в процессе приобретения знаний невозможно. М.Монтень аргументирует ценность опыта, почерпнутого из реальной жизни – путешествий, встреч, а также через использование и проведение игр и упражнений. Организованный таким образом урок проходит как бы незамеченным для ученика, «случайно, без обязательного места и времени», вплетается в обыденную жизнь и может принести большую пользу.

М.Монтень утверждает, что знания, которыми овладевает ученик, не имеют никакого смысла, если они не применяются на деле: «пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь», ведь, как пишет М.Монтень, «ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость» [1. С. 168].

Роль педагога в деле подготовки к жизни своего воспитанника велика. Согласно М.Монтеню, он должен с самого начала умело организовывать процесс взаимодействия, пристально наблюдая за склонностями ребенка, «погружая» его в различные виды деятельности, «предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно» [2. С. 168]. Поэтому учитель должен уметь определять, чему его воспитанник отдает предпочтение, ненавязчиво управлять им и помогать отыскивать свой собственный путь, иногда руководя, иногда предоставляя ему полную свободу действий. Говоря о требованиях, предъявляемых к личности педагога, М.Монтень указывает на то, что это должна быть натура возвышенная и сильная, умеющая приспособиться к возможностям ученика, «желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем с напичканной науками головой», так как «добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености» [1. С. 165].

Анализ педагогического наследия М.Монтеня позволяет сделать вывод о том, что изложенные им идеи являются первоисточником современного интерактивного обучения. В качестве таковых выступают следующие:

– наставник не должен все решать за своего питомца, а должен предоставлять ему свободу выбора;

– он должен сначала включить в разговор учеников, а затем уже говорить сам;

– учителю следует требовать с ученика не только содержания урока, но и смысл, саму суть его;

– следует не столько добиваться знаний, сколько претворять их в жизнь, активно использовать на практике;

– объясняя ученику что-либо, показывать ему это с сотни разных сторон и применять к множеству различных предметов;

– заставлять ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит учитель, развивая склонность к самостоятельному мышлению;

– ничего не вдалбливать ребенку в голову;

– понимать ценность такого метода обучения как диалог, что ведет к сотрудничеству, активизирует взаимодействие;

– преподавать воспитанникам не столько знания исторических фактов, сколько умение судить о них;

– безграничная власть учителя и его авторитет чреваты опасными последствиями;

– необходимость призыва человека к выработке собственной позиции, свободе выбора, смелости и действиям сообразно складу характера, интересам и склонностям.

1. Монтень М. О воспитании детей / Мишель Монтень // Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. – М. Голос, 2000. – Т. 1. – Гл. XXVI. – С.158 – 198.

2. Монтень / Составитель и автор Н.В. Бордовская. – М. Мос. гор. пед. ун-т, 2001. – 224 с.