Методы воспитания детей с зпрINNOVATIONAL TECHNIQUE OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

A.V. Dolgacheva. The president of Bryansk regional Federation of sports of invalids

V.N. Chernova. Ph. D. associate professor

Smolensk state academy of physical culture, sports and tourism, Smolensk

Key words: physical and mental rehabilitation, children with mental retardation, physical exercises during day, short warming-ups of various orientation, health-improving aerobics.

The purpose of the research was the increase of the efficiency of physical and mental rehabilitation of the children with mental retardation.

The traditional technique of physical education created for correctional boarding schools of the 8-th kind, is inefficient in the work with the children with mental retardation, first of all because of the lack of organized motor activity and the absence of differentiated selection of means.

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Президент Брянской областной Федерации спорта инвалидов
А. В. Долгачева
Кандидат педагогических наук, доцент В. Н. Чернова

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова:физическая и психическая реабилитация, дети с задержкой психического развития, физические упражнения в режиме дня, физкультминутки разной направленности, оздоровительная аэробика.

Введение. Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. На данный момент уже есть некоторый опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами, имеющими отклонения в развитии, (особенно в лечебных учреждениях). Предложены программы деятельности классов здоровья, компенсации и даже специализированных школ. Однако сегодня, по оценкам специалистов, для 80 % детей, отнесенных к категории «задержка психического развития» (ЗПР), и развивающая, и коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а в некоторых случаях даже ухудшает их состояние. Научные исследования частных проблем адаптивной физической культуры проводятся, но разработанных методик и программ с учетом дифференциации в подборе средств физической культуры, особенно оздоровительной направленности, с целью физической реабилитации и педагогической коррекции детей в условиях коррекционных школ-интернатов до сих пор недостаточно. Исходя из этого положения мы попытались в какой-то мере решить проблему: разработали комплексную методику оздоровительно-развивающей направленности для формирования здоровья учащихся коррекционных детских учреждений 8-го вида с широким применением физических упражнений в режиме дня.

Мы полагаем, что воздействие специально разработанных физических упражнений и их использование в режиме дня способны обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Инновационная комплексная методика оздоровительно-коррекционной направленности окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ЗПР.

Цель исследования — повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с ЗПР.

Методы и организация исследования. Программа настоящего исследования включала использование следующих методов: анализ научно-методической литературы, антропометрию, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование физической подготовленности, метод функциональных проб, методы психологической диагностики и математической статистики.

Под наблюдением находились 49 мальчиков и девочек 12-13 лет с ЗПР конституционального и психогенного характера. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 25 детей, занимающихся по инновационной методике. В контрольную группу (КГ) вошли 24 ребенка, занимающихся по общепринятой методике для детских учреждений 8-го вида. Основными компонентами разработанной нами инновационной методики физического воспитания оздоровительно-развивающей направленности учащихся ЭГ были: физические упражнения в режиме дня, звукотерапия, закаливание, санитарно-гигиенические мероприятия; рациональное питание и витаминотерапия, спортивно-массовые мероприятия. Физические упражнения в режиме дня: специальная утренняя зарядка, уроки физического воспитания (3 раза в неделю), обязательные дополнительные занятия по оздоровительной аэробике (3 раза в неделю), 2-3 физкультминутки на каждом уроке, различные организованные игры, направленные на развитие ориентации в пространстве, способности к равновесию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к вестибулярной устойчивости, психотехнические игры, упражнения для развития познавательных процессов и способствующие развитию физических качеств во время прогулок и перемен.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ физического развития обследованных детей в конце педагогического эксперимента показал, что у детей ЭГ увеличились обхватные показатели бедра, голени, плеча и предплечья до средневозрастных норм, достоверно возросла мышечная масса (р<0,05), значительно улучшились экскурсия грудной клетки и значения индекса Эрисмана. У детей КГ показатели, характеризующие физическое развитие, в течение года улучшились незначительно, абсолютная и относительная мышечная масса, экскурсия грудной клетки, индекс Эрисмана были достоверно ниже средневозрастных норм и показателей детей ЭГ (р< 0,05).

В ходе эксперимента было выявлено, что функциональные показатели проб Штанге, Серкина, Озерецкого, теппинг-теста детей ЭГ достоверно увеличились (р<0,05), нормализовалось артериальное давление. У детей КГ эти изменения были выражены в меньшей степени.

Прослеживая динамику развития физических качеств у детей ЭГ в течение года, можно отметить достоверное улучшение всех тестируемых показателей. Высокие темпы прироста физических качеств у детей, занимавшихся по разработанной нами методике в течение учебного года, позволили им вплотную приблизиться к здоровым детям по уровню развития основных физических качеств. Особенно заметным было улучшение показателей равновесия (на 29,3 %), челночного бега (на 29 %).

Занятия по экспериментальной методике не только улучшили физическое и функциональное состояние детей ЭГ, но и благотворно повлияли на их психологическое состояние, о чем свидетельствует позитивная динамика функции внимания, пространственной ориентации, сплоченности коллектива, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страха неудач, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, самооценки. Показатели агрессивности, враждебности и общей тревожности изменились очень незначительно, трудно поддаются коррекции и выражены в меньшей степени. Психологическое состояние детей КГ несколько улучшилось, а значения показателей агрессивности и тревожности возросли.

Таким образом, применение инновационной методики в системе реабилитации детей 12-13 лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в улучшении уровня физической подготовленности, функционального состояния и физического развития, нормализации психической сферы. В результате года занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к здоровым детям, что позволило перевести в общеобразовательные классы некоррекционных школ-интернатов школ 28,3 % таких детей.

Заключение. Результаты исследования показали, что традиционная методика физического воспитания, предназначенная для коррекционных школ-интернатов 8-го вида, неэффективна в работе с детьми, имеющими ЗПР, прежде всего из-за недостатка организованной двигательной активности и отсутствия дифференцированного подбора средств. Проведенный нами комплексный подбор соответствующих средств физического воспитания, физических упражнений в режиме дня применительно к детям, имеющим ЗПР, позволил достичь большей эффективности и позитивно повлиять на физическую, функциональную и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционной школы-интерната в общеобразовательные классы некоррекционных школ-интернатов может свидетельствовать в пользу перспективности использования разработанной комплексной методики оздоровительно-развивающей направленности в системе физической и психической реабилитации детей с ЗПР.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!