Существует ли идеальное воспитание ребенка?

Инженерное воспитание детейДумаю, не случайно именно в этот период истории человечества, когда технологический прогресс выбил у нас почву из-под ног, когда мы особенно сильно сомневаемся в том, что мы хозяева собственной судьбы, возродился интерес к истории Дон Кихота — хрестоматийного идеалиста-мечтателя, человека, который знает, во что верит, и, несмотря ни на что прокладывает себе путь к своей мечте.

Один из самых трогательных моментов в мюзикле когда Дон Кихот в доказательство своей веры поет песню о несбыточной мечте, в которой говорится о главной ценности человеческой жизни — каждый человек должен, преодолевая все препятствия, стремиться к воплощению своей заветной мечты, к недостижимому совершенству, к идеалам, которые важны лишь для него одного.

И даже теперь, когда мы приходим к этой точке зрения, мы все равно хотим найти каких-то четких указаний, каких-то определенных способов обеспечить ребенку «правильное» развитие, способов, которые позволили бы нам предсказать, кем дети станут. Пытаясь в последние полвека узнать как можно больше нового и полезного о том, как воспитывать детей, мы не замечали или недооценивали самых значимых, основополагающих качеств каждого ребенка, которые должны «вырасти как они есть».

Поскольку мы считали, будто возможно найти какие-то «хорошие» или «идеальные» способы воспитывать детей, мы зачастую пугались, если дети — каждый из которых такой особенный, такой новенький, такой воистину непредсказуемый — не вписывались в наши расчеты, а, напротив, опровергали все ученые формулы!

Существует ли идеальное воспитание ребенка?

Недавно я была на праздновании дня рождения четырехлетней девочки. Бабушка подарила Лори роскошную куклу, которая умела ходить и говорить, и кукла вышагивала перед восхищенной публикой, монотонно бубня: «Привет, я тебя люблю, привет, я тебя люблю». Всеобщее молчание было прервано возгласом мамы Лори:

«Вот это я понимаю — идеальный ребенок!» Конечно, она шутила — но все же мне подумалось, что в этой шутке была доля подлинного чувства, которое так часто испытывают родители современных детей. Что бы мы ни говорили, желание, чтобы дети вели себя как заводные куклы, весьма широко распространено. И, к несчастью, боюсь, эта неловкость при столкновении с реальностью — с непредсказуемым, зачастую загадочным и нервирующим поведением человеческого ребенка — становится уделом тех, кто посвятил свое время и профессиональные таланты изучению и пониманию детей.

Впервые в истории нам показалось, будто можно создать идеального ребенка; а то, что это соблазнительное обещание так и не было выполнено, почему-то заставляет многих сокрушаться, что мы так и не стали идеальными родителями, а вовсе не помогает понять, что куда разумнее было бы вообще не ставить себе такую цель.

Представления о воспитании детей меняются с каждым десятилетием и отражают все новые знания и установки, которые мы приобретаем за последнее время. Так было всю историю человечества, однако в последние пятьдесят лет мнения и указания обрели престиж «научных истин», и поэтому мы как-то забываем, что даже в эпоху, когда в нашем распоряжении, казалось бы, оказались солидные научные методы наблюдения и оценки, вчерашние теории завтра все равно окажутся на свалке.

Пытаясь истолковать поведение человека, мы получали от каждой психологической школы, достигавшей успеха и популярности, стереотипные воспитательные методики и жесткий набор ожиданий — ни одна из школ не ограничилась тем, чтобы открыть перед нами новые возможности, новые пути к пониманию, которые мы сами должны были бы оценить, а затем принять или отвергнуть, обогащая свой запас знаний в целом.

К примеру, психиатрия и психоанализ заставили нас осознать, что такое подавление бессознательных чувств и почему их надо понимать и принимать, и тогда мы стали ценить в ребенке способность «выражать свои чувства». Некоторое время мы считали, что «приспособленный к жизни» ребенок — это тот, кто хорошо ладит с другими, но затем мы стали понимать, что иногда конформизм стоит слишком дорого и мы не поощряем в детях восхитительного и полезного разнообразия. На пас идет войной «инженерное строительство человека», и мы уверены, что можем сделать наши «обучающиеся машины» — то есть детей — такими же предсказуемыми, эрудированными и отлаженными, как и обучающие машины.

Сегодняшнее представление об «идеальном ребенке», по сути дела, отражает отчаянное желание получить ребенка, с которым не было бы никаких хлопот, ребенка, который при всех своих эмоциональных особенностях или без таковых рос бы как можно быстрее. Технологические познания привели к тому, что у нас сложился образ ребенка, которым можно манипулировать и управлять — и заставить читать и писать в два года, решать дифференциальные уравнения в 10 лет, получать диплом Лиги Плюща в 18.

Видимо, каждый этап в развитии общества обеспечивает именно те научные изыскания и открытия, которые лучше всего удовлетворяют наши нужды и ожидания, однако нынешние нужды и ожидания надуманны, нереалистичны и разрушительны, и это доказывается хотя бы тем фактом, что никакой набор методик и теорий так и не воспитал идеального ребенка. Родители тонут в море противоречий, шатаются, право слово, как пьяные, от одного авторитетного заявления к другому, однако упорно ищут стандартизованные цели гам, где ставить их бессмысленно и невозможно.

Другие статьи на эту тему: