Преодолеваем детские страхи вместе

Преодолеваем детские страхиЩепетова Елена
Преодолеваем детские страхи вместе

Первая эмоция, которую испытывает новорожденный – это страх. Многие психологи и врачи считают, что детей охватывает непреодолимый страх и ужас, когда они проходят через родовые пути. Именно поэтому в старину существовало поверье, что дети, которые появились на свет путем кесарева сечения, обладают особым бесстрашием.

Сначала младенца пугают резкие звуки, затем незнакомая обстановка, чужие люди и это вполне естественно – малышам не уютно в огромном незнакомом мире.

Первые пару лет жизни взрослые с пониманием относятся к страхам детей, но ребенок 3-х, 4-х и тем более 5-ти лет уже часто слышит, испугавшись чего либо: «Как тебе не стыдно, ты же уже большой! »

Взрослея, ребенок начинает осознавать, как много опасностей подстерегает его в нашем большом и неспокойном мире. Особенно это заметно в последнее время, когда все нестабильно и заряжено агрессией (1) .

Страхи приводят к невротическим расстройствам (1, таким, как навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими и т. д.

Как ни странно, очень часто страхи появляются у детей, когда их чрезмерно опекают. В такой ситуации ребенок ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным, иначе взрослые не стали бы его так опекать. Следовательно, об окружающем мире ребенок практически ничего не знает, а место знаний занимают фантазии, а неизвестное, как говорится, всегда страшит вдвойне.

Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. При этом дети внешне могут оставаться совершенно спокойными в тот момент, когда их родители кричат и ругаются, но вылиться это может в совершенно неожиданной форме – ребенок может начать писаться по ночам, заикаться, бояться темноты и т. д.

Всегда нужно помнить о том, что внешние обстоятельства, даже негативные, могут по-разному сказываться на детях, поэтому в первую очередь нужно исходить из особенностей детской психики, еще только формирующейся и такой ранимой и хрупкой.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за его страх! От этого он не пройдет, а только усилится и прибавится еще чувство стыда. Это приведет к тому, что ребенок замкнется в себе и перестанет доверять взрослым.

Существует несколько способов отработки детского страха. Первый – в хорошую минуту, когда ребенок спокоен и ничего не боится – посмеяться над его страхом. Не над ним, над страхом! Травмирующий фактор нужно непременно выставить в таком свете, чтобы можно было дружно над ним посмеяться и повеселиться. Ведь психологами уже давно доказано, что положительные эмоции намного энергетически сильнее, чем отрицательные.

Второй способ – рассказать своим детям о своих детских страхах, ведь раз уж вам было страшно, но вы смогли это преодолеть, значит и ему, вашему малышу это под силу. Это даст уверенность вашим детям, что нет таких угроз, с которыми нельзя было бы справиться.

Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. Следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел (даже если это и не соответствует действительности) и что раньше он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа, должна отмечаться родителями как огромное достижение. Ваша похвала для него, как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

Любое обучение и воспитание в дошкольном возрасте должно проходить в игре, так как игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, именно в ней и через нее ребенок усваивает знания, примеряет на себя социальные роли, вырабатывает навыки и привычки, незаметно начинает корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями.

1. Шишова, Т. А. Страхи – это серьезно. – М. изд. дом «Искатель», 1997