Статья по психологии по теме:
Социологический опрос учащихся и родителей на тему представлений о воспитании в семье

Опрос у ребенка о воспитанииВ апреле в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении» психологической службой нашей школы был проведен социологический опрос учащихся и их родителей. В опросе приняли участие 57 человек (37 учащихся и 20 взрослых). Участникам предлагалось высказать свое мнение, выбрав наиболее верный с их точки зрения вариант утверждения. Тема анкетирования — семья и воспитание детей. Представляем вашему вниманию результаты анализа полученных ответов с нашими комментариями.

Скачать:

В апреле в рамках городского информационно-методического марафона «Неделя психологии в образовательном учреждении» психологической службой нашей школы был проведен социологический опрос учащихся и их родителей. В опросе приняли участие 57 человек (37 учащихся и 20 взрослых). Участникам предлагалось высказать свое мнение, выбрав наиболее верный с их точки зрения вариант утверждения. Тема анкетирования — семья и воспитание детей. Представляем вашему вниманию результаты анализа полученных ответов с нашими комментариями.

Перед вами диаграммы, где числа обозначают количество человек, а с помощью разных цветов хорошо видно распределение ответов.

Как видно по этой диаграмме, подавляющее большинство участников опроса (как взрослые, так и дети) в случае отсутствия взаимности предпочли бы строить семью с тем, кто их любит, а не наоборот. С одной стороны это говорит о большой потребности быть любимым (это одна из базовых человеческих потребностей). С другой — просматривается потребительская позиция: большинство из нас скорее примет любовь нелюбимого супруга, чем согласится дарить свою любовь без ответного чувства. Получается, что готовых «отдавать» значительно меньше тех, кто готов «получать»…Вот она, психология потребления ?. Не поэтому ли у нас так много несчастливых браков?

Распределение ответов на второй вопрос оказалось вполне предсказуемым.

Действительно, в наших экономических и социальных условиях больше двух-трех детей родителям вырастить тяжело. В реальности очень мало семей, воспитывающих больше чем двое детей. Демографический прогноз в связи с этим выглядит не слишком оптимистично. Но все же радует, что 28% опрошенных – за то, чтобы в семье было трое детей!

Следующая диаграмма отражает родительскую установку в отношении воспитания сына. Именно от нее во многом зависит, к чему будет стремиться мальчик на пути взросления, какие задачи ставить перед собой, каким станет мужчиной.

Результаты распределились следующим образом:

  1. Мнения взрослых участников опроса (т.е. состоявшихся родителей) распределились в основном между первым и третьим вариантами. Половина (9 чел.) смотрят на сыновей в основном как на потенциально успешных людей. Под успехом, как правило, подразумевается определенный социальный и материальный уровень. Есть такие родители (3 чел.), которые видят в сыне слабое зависимое существо, нуждающееся в их заботе и опеке. Остальные (7 чел.) относятся к сыну, как к будущему кормильцу, защитнику, наставнику и продолжателю Рода. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, не выбрал ни один взрослый.
  2. Подавляющее большинство мальчиков (16 из 20-ти, 80%) считают, что в сыне родители должны видеть будущего кормильца, защитника, наставника и продолжателя Рода. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, выбрали трое мальчиков. Первое утверждение (о потенциально успешном человеке) выбрал только один мальчик. А с тем, что сын, прежде всего, нуждается в заботе и опеке, не согласился никто.
  3. Большинство девочек (14 чел.), как и мальчики, отдали свои голоса третьему утверждению (сын — будущий кормилец, защитник, наставник и продолжатель Рода). В то же время некоторые (8 чел.) согласились с первым вариантом (о потенциально успешном человеке). Есть и такие, кто готов увидеть в сыне слабое зависимое существо, нуждающееся в заботе и опеке. Утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, не выбрал никто из девочек.

Интересно, что именно мальчики были наиболее единодушны в выборе третьего утверждения. Ведь здесь речь идет о главных мужских архетипических ролях: Кормильца, Защитника, Наставника и Продолжателя Рода. Мудрые люди утверждают, что мужчина, качественно исполняющий эти роли в жизни, успешно реализует себя как в социальном, так и в личном плане. Трое мальчиков, выбравших утверждение о том, что сын – это тот, кто воплотит надежды и мечты родителей, вероятно и сами стремятся к этому (лишь бы надежды и мечты родителей были адекватными). Радует и то, что никто из мальчиков не согласился с тем, что сын, прежде всего, нуждается в заботе и опеке. Ведь такая родительская позиция способствует воспитанию слабого безответственного мужчины. Получается, наши дети оказались более мудры и прозорливы, чем взрослые!

Следующий рисунок отражает представления опрошенных о материнских установках по отношению к сыну. Здесь разницы в распределении мнений взрослых, мальчиков и девочек нет; большинство участников опроса сделали выбор в пользу третьего варианта, который предполагает главную задачу матери в создании наилучших условий для развития. Но и первый вариант, согласно которому приоритет принадлежит материнской вере в своего сына, собрал довольно много голосов.

Заметим, что еще наши предки знали, какую огромную силу имеет вера матери в сына, в его разум, волю и сердце. Говорят, что есть свидетельства о том, что вера матери даже спасала воинов от смерти. Правда жизни заключается в том, что если мама не верит в своего сына, то даже развиваясь в наилучших условиях, у него мало шансов стать успешным, уверенным в себе и достойным мужчиной. И уж точно не является полезной для мальчика материнская установка на обеспечение всех его потребностей.

Может быть некоторым современным мамам стоит поменять приоритет? Есть над чем поразмыслить…

Диаграмма под номером 5 отражает представления о родительском долге перед дочерью, то есть о том, чему должны научить родители свою дочь в первую очередь. Здесь есть различия во мнениях взрослых и детей. Так, больше всего взрослых (10 чел.) выбрали утверждение о том, что отец и мать в первую очередь должны научить свою дочь радоваться жизни. Вот что значит жизненный опыт! Действительно, секрет девичьего и женского счастья заключается в умении собирать радости жизни. Остальные голоса равномерно распределились (по 7 чел.) между вариантами «стремиться получать образование и делать карьеру» и «выполнять разную домашнюю работу».

Подавляющее большинство детей (12 мальчиков и 12 девочек) убеждены, что родители должны научить свою дочь прежде всего стремлению к образованию и карьере. Умение радоваться жизни выбрали 5 мальчиков и 8 девочек. Умение выполнять разную домашнюю работу никто из мальчиков не посчитал самым важным, а из девочек это утверждение выбрали трое.

Утверждение о том, как выйти замуж за богатого мужчину, выбрали 1 мальчик и 1 девочка. Хотя, если честно, в анкету оно было включено скорее ради шутки ?.

Шестой рисунок показывает распределение мнений в отношении основного воспитательного инструмента родителей.

Большинство родителей (13 чел.) считают основным инструментом воспитания детей грамотную систему поощрений и наказаний. Самое интересное, что данный инструмент успешно используется в дрессировке животных. Но ведь дети – не животные… Остальные мнения взрослых участников опроса почти равномерно распределились между двумя другими вариантами: «точное доброе слово» (4 чел.) и «личный пример» (5 чел.).

Голоса мальчиков равномерно (по 7 чел.) распределились между утверждениями «личный пример» и «грамотная система поощрений и наказаний», а четверо выбрали «точное доброе слово». Не значит ли это, что наши сыновья не очень-то верят нашим словам или попросту их не слышат?

Мнения девочек разделились между всеми тремя вариантами утверждений (8, 8 и 6 голосов).

Диаграмма № 7 отражает представления об условиях, которые обеспечивают ребенку чувство полноправного члена семьи.

Большинство выборов (13 взрослых, 8 мальчиков и 11 девочек) сделано в пользу утверждения «ребенок участвует наравне со взрослыми в принятии важных решений». Однако право участвовать в принятии важных семейных решений у ребенка появляется лишь тогда, когда он вносит свой собственный вклад в семейное благополучие. Своим трудом, достижениями, участием в хозяйственных делах, проявлением к близким уважения и заботы. В противном случае ребенок будет ощущать себя скорее кумиром семьи, чем ее полноправным членом. А это ему совсем неполезно.

Утверждение о посильном вкладе ребенка в семейный труд выбрали 7 взрослых, 2 мальчика и одна девочка. Видно, у наших детей практически нет подобного опыта… Зато вариант «в семье интересы ребенка стоят на первом месте» получил больше детских голосов (4 мальчика, 7 девочек), и даже один взрослый. Это значит, что некоторым детям приоритет их интересов в семье дает им ощущение собственной значимости. На самом же деле данная воспитательная установка (интересы ребенка выше интересов остальных членов семьи), культивирует в детях эгоизм, очерствляет их сердце, а вовсе не дает ощущение полноправного члена семьи.

Что касается первого варианта «ребенка в семье называют ласковым именем», то он отражает проявление к ребенку душевного тепла и дает ему ощущение эмоциональной близости с родителем.

Итак, подводя итоги всему сказанному можно сделать следующие выводы.

  1. В воспитательных установках и представлениях участников опроса зачастую просматривается потребительская позиция: большинство из нас скорее примет любовь нелюбимого супруга, чем согласится дарить свою любовь без ответного чувства.
  2. Демографический прогноз выглядит не слишком оптимистично, так как большинство опрошенных – за двоих детей в семье.
  3. Наиболее зрелую родительскую установку по отношению к воспитанию сына проявили дети: большинство из них готовы видеть в будущем сыне в первую очередь кормильца, защитника, наставника и продолжателя Рода. Речь идет о главных мужских архетипических ролях, качественное исполнение которых обеспечивает мужчине успех как в личном, так и в социальном плане.
  4. Главную задачу матери по отношению к сыну большинство участников видят в создании наилучших условий для его развития. Но и утверждение, согласно которому приоритет принадлежит материнской вере в своего сына, собрал довольно много голосов.
  5. Представления о родительском долге перед дочерью у взрослых и детей различаются. Подавляющее большинство детей убеждены, что родители должны научить свою дочь прежде всего стремлению к образованию и карьере. Такая установка на карьерный рост не что иное, как навязанный обществом стереотип. На самом деле, согласно мудрости наших предков, секрет девичьего и женского счастья заключается в умении собирать радости жизни. И многие взрослых участников опроса с этим согласны.
  6. Большинство родителей считают основным инструментом воспитания детей грамотную систему поощрений и наказаний, которая успешно используется в дрессировке животных. Остальные мнения участников опроса распределились между двумя другими вариантами: «точное доброе слово» и «личный пример».
  7. Условия, которые обеспечивают ребенку чувство полноправного члена семьи, по мнению большинства опрошенных, связано с его участием наравне со взрослыми в принятии важных решений. Но при отсутствии посильного вклада ребенка в семейный труд есть риск воспитать кумира семьи. Ощущение собственной значимости некоторым детям дает приоритет их интересов в семье им. В реальности это способ очерствить сердце ребенка и воспитать эгоиста.

На основе проведенного исследования мы рекомендуем как взрослым, так и детям осознанно относиться к воспитанию детей, размышлять, какие качества они хотят видеть в будущем у своих детей, будет ли это им полезно и принесет ли счастье, что они хотят им передать, отчего предостеречь… Еще советуем чаще обращаться к мудрым книгам, опыту наших предков. или к хорошим психологам ?

Желаем ВСЕМ семейного благополучия!