Ребенку 1 год (календарь развития)

Развитие малыша на 12 месяцеВремя бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков ). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Игры

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)