Одетые и смешные: стиль стендап-комиков

Стендап про воспитание детейПо одежке встречают — для стендап-комиков эта поговорка всегда была актуальна. С помощью одежды артист мог подчеркнуть соль своих шуток или же сыграть на контрасте, нарядившись как школьный учитель и матерясь при этом как сапожник. Многие артисты этого жанра и вовсе становились иконами стиля, диктуя моду последующим поколениям стендап-комиков. FURFUR решил совершить небольшой экскурс по гардеробу наиболее заметных артистов комедийного жанра.

Еще в середине XX века комики одевались, как конферансье, певцы или телевизионные синоптики, а о стендапе в современном представлении не шло и речи. Хорошо одетые, гладковыбритые люди рассказывали публике несколько анекдотов, которые вскоре сменили самописные шутки и миниатюры.

Как полноценный юмористический жанр стендап развивался в клубах, где приобрел широкую популярность после Второй мировой войны. Там не нужно было соблюдать строгий дресс-код, как на телевидении того времени, комики выходили на сцену в повседневной одежде, формируя совершенно новый образ человека, шутящего со сцены. Скучный монохром вытеснили яркие краски, а однообразие переродилось в торжество выбора.

Вырвавшиеся из скромных клубов и подвалов на сцену, комики сначала были облачены в простенькие костюмы, затем их сменили битнические водолазки и яркие пиджаки чернокожих комиков, а с наступлением XXI века в гардеробе артистов прочно поселились футболки, кофты и кардиганы.

Ричард Прайор

Не первый, но, пожалуй, самый влиятельный чернокожий стендап-комик. В любви к нему признается каждый второй стендапер современности. Сам Прайор никогда не производил на сцене эффект разозленного и угнетаемого афроамериканца — это вошло в моду позже.

Да, он был голосом трущоб, и для него уже было большой удачей просто появиться перед камерой и рассказать пару баек с сигаретой в зубах. Пересыпая каждую историю нецензурной лексикой, он делился наблюдениями о женщинах, сексе, расизме, мафии, наркотиках и путешествии в Африку.

Вслед за Ленни Брюсом Прайор начал стирать грань между сценическим образом и реальной жизнью, пуская в ход автобиографический материал. Сыну боксера и проститутки, рожденному в борделе, было что рассказать об алкогольной и наркотической зависимости, сомнительных барах и трудностях в браке, которых у него было целых семь.

Первые появления Прайора на сцене создавали образ благообразного молодого человека в строгом костюме, при галстуке и с аккуратной прической. Знаменитые усы и растрепанная шевелюра появились немного позже.

В 1970-е Прайор выходил на сцену в цветастых рубашках и брюках, примерял яркие пиджаки, предпочитая галстуку свободно распахнутый ворот. Однако сильнее всего запоминается его красный пиджак, надетый поверх черной рубашки с черным же галстуком-бабочкой в комплекте. Впрочем, сам Прайор неоднократно иронизировал по поводу собственной манеры одеваться.

Свою неуемную любовь к красному цвету он передал многим коллегам, да и все экстравагантно одетые комики-афроамериканцы явно прошли через его влияние. Последние концерты пожилой Прайор давал уже сидя, но своему элегантному и узнаваемому стилю он не изменил до самого конца.

Джордж Карлин

Начинавший как добропорядочный варьете-комик, заполнявший паузы между выступлениями других артистов, Карлин обрел настоящую славу лишь тогда, когда стал голосом андеграунда. После ареста писателя-сатирика Ленни Брюса в 1970-х Карлин сменил костюм на футболку и джинсы, отрастил бороду и начал бороться со всем, что государство пытается навязать обывателям.

Переродившийся Карлин, злой, едкий, презирающий всех и вся, стал культовой фигурой, превратив развлекательный стендап в язвительную форму публицистики.

Для российского же зрителя Джордж Карлин навсегда останется в памяти зрителей седым, сутулящимся, бородатым и ехидным дедком в черной битнической водолазке. В начале 1990-х она навсегда сменила разноцветные пуловеры (синий, сиреневый, бирюзовый), в которых Карлин выступал все 1980-е. Человек, говорящий столь жесткие вещи и разряженный в веселенькие цвета, выглядит нелепо, а потому Карлин решил отдать дань черному цвету.

Сегодня вряд ли кто-нибудь вспомнит, что когда-то Карлина можно было увидеть на сцене в клешеных синих брюках или джинсах. Добропорядочные костюмы и вовсе остались в том забытом прошлом, когда перед публикой мелькал еще не «настоящий Карлин», добродушный, стремящийся кому-то понравиться.

Эдди Мерфи

Прежде чем сделать успешную карьеру в кино, Эдди Мерфи прославился как достаточно жесткий стендапер. Некоторые шутки Мерфи не одобрял даже Ричард Прайор, который сам ангелом не был. Мерфи издевался над гомосексуалистами, шоу-бизнесом и расизмом. Вышагивая по сцене, он срывающимся голосом шутил над теми, кого обижать всегда казалось некорректным, а в тех выражениях, что выбирал афроамериканец, — вдвойне.

Кричащий наряд только подчеркивал вызывающую манеру Мерфи говорить об окружающем мире. Красный или фиолетовый кожаный костюм, куртка расстегнута до пупа, на шее — золотой амулет.

Красный кожаный костюм,
золотые украшения,
бархатные куртки

Любовь к одежде из кожи в то время чередовалась у комика с увлечением бархатными куртками с белым узором. Одеваясь подобным образом, он демонстрировал внутреннюю свободу и частично подтверждал стереотипы о своеобразном вкусе афроамериканцев.

Сегодня от вызывающего стиля не осталось и следа. Мерфи предпочитает стильные пиджаки — 50-летнему артисту уже не нужно провоцировать публику голым животом.

Эдди Иззард

Его часто сравнивают с земляками из комик-группы «Монти Пайтон». Он часто импровизирует, увлекается выдуманными персонажами и не стесняется потчевать зрителей сырыми номерами, для которых не смог придумать концовку. Иззард шутит о религии, исторических событиях, социальных проблемах, новых технологиях и собственных недостатках.

Аляповатый юмористический мир комика под стать его внешнему виду: яркие костюмы становятся действующими персонажами историй, в которых двигается и мыслит каждый предмет вплоть до носков.

Не чурается Иззард и откровенных провокаций. В 1990-х светловолосый сын Туманного Альбиона начал выходить в туфлях на небольшом каблуке и с накрашенными губами, рассказывая всем о том, что он трансвестит. До этих косметических изменений Иззард носил рубашку в красно-белую полоску и длинный синий пиджак. Затем его гардероб пополнился многочисленными женскими сапогами, красной маечкой на лямках, цветистым кимоно, кожаными штанами и синим камзолом, в каком не стыдно было бы расхаживать капитану пиратского судна

В наши дни Эдди Иззарда все чаще можно увидеть в джинсах и простой черной куртке, из-под которой выглядывает белая футболка или красно-белая рубашка — отголосок его безумного имиджа 1990-х.

Синий пиджак,
рубашка в красно-белую полоску,
женский гардероб

Джим Керри

Впервые Джим Керри вышел на сцену комедийного клуба в 15 лет и… потерпел фиаско. Зато несколько лет спустя, в начале 1980-х, молодой комик покорил сначала жителей Торонто, а затем перебрался в Лос-Анджелес, в знаменитый клуб Comedy Store.

В свое время на этой сцене блистали Робин Уильямс и Эдди Мерфи, Майкл Китон и Билли Кристал, Ричард Прайор и Энди Кауффман. Последнего, к слову, Керри сыграл в фильме Милоша Формана «Человек на Луне».

Выступления Джима Керри в Comedy Store многим запомнились благодаря массивному оранжевому пиджаку, который вместе с черной рубашкой выглядел то ли данью уважения, то ли пародией на любящих яркую одежду комиков-афроамериканцев. Двигаться эта конструкция комику совершенно не мешала. Керри даже умудрялся использовать пиджак как декорацию — вытянув шею, он становился похож на черепаху, выглядывающую из панциря.

Прежде чем перейти к более классическим костюмам, Джим успел примерить разноцветную рубашку с коротким рукавом, которая идеально подходила его образу кидалта, делящегося наблюдениями. В то время казалось, что выступление в любой момент может оборваться криком «Джим, обедать».

темная рубашка или свитер

Крис Рок

Считается, что Криса Рока открыл Эдди Мерфи. И это тот случай, когда небесное тело прославилось больше астронома: Рока часто вносят в пантеон классиков с припиской «самый молодой». Начав еще в 1980-е, Крис Рок достаточно быстро завоевал популярность у публики. Он язвительный, но не как Карлин, он расово ориентированный, но не как Ричард Прайор.

В выборе одежды Крис Рок несколько отступил от канона афроамериканского комика: пугающе яркие цвета не стали его визитной карточкой. Крис всегда одевался простенько по сравнению с тем же Эдди Мерфи, но со вкусом. Впрочем, иногда Крис Рок не брезгует кожаным или лиловым пиджаком. Но классический стиль в его гардеробе всегда превалирует.

На последнем записанном концерте Рок вообще ходит в белоснежной рубашке, пиджаке и при классическом галстуке. Такой наряд больше подошел бы посетителю воскресной мессы в церкви, однако на остроту шуток выбранный наряд ничуть не повлиял.

Классический
или кожаный пиджак,
рубашка, галстук

Луис С.К.

Впервые появившись на телевидении в 1990-е, Луис С.К. вырос из рыжего парня в аккуратном черном костюме в возможно главного американского стендап-комика современности.

Со сцены он не стесняется шутить об отношениях мужчины и женщины, онанизме, любви-ненависти к детям и многих других вещах, которые случаются в жизни каждого 40-летнего американца. Свой возраст, плохую физическую форму и развод С.К. сделал объектами для собственных шуток, рассказывая порой то, о чем другие предпочли бы умолчать. В этом он очень похож на Джорджа Карлина.

С мэтром жесткого стендапа Луиса С.К. роднит и аскетизм в выборе одежды. Чаще всего Луиса можно увидеть в черной футболке и классических джинсах. Если верить сериалу «Луи», так он и по улице ходит, и агента посещает, и детей из школы забирает. Впрочем, комик не гнушается и рубашек с коротким рукавом, тоже черных или синих, и пиджаков, которые он носит поверх своих излюбленных футболок. Последнее сочетание С.К. примерил на себя еще два десятилетия назад, да так и остался ему верен. В целом имидж комика за всю его карьеру менялся мало — изменилась только прическа, но тут уж потрудились годы.

Дилан Моран

Ирландского комика Дилана Морана уже в 24 года отметили престижной премией Perrier Comedy Award, что позволило ему через год отправиться в первый юмористический тур по Великобритании. Морана часто записывают в стендап-кумиры, и в подобных списках он один из самых молодых.

Воспользовавшись стереотипом о ленивых и вечно пьющих ирландцах, которые к тому же понаехали в добропорядочную Англию, он взял этот образ на вооружение. На сцене комика сопровождают бокал пива и пачка сигарет, в его арсенале — мизантропические шутки про деревенский образ жизни, впадающих без причины в депрессию детей и американскую экспансию посредством строительства кофеен Starbucks. Поле его юмора охватывает весь мир, но чаще всего Моран предпочитает делиться наблюдениями из быта жителей Британских островов.

Выступая в амплуа «типичного растрепанного ирландца», Дилан Моран отдает предпочтение синим или черным рубашкам, изредка в тонкую полоску. Расстегнутый ворот и легкая небрежность несколько скрашиваются благодаря пиджаку темных цветов или клетчатому. За почти десятилетнюю сценическую карьеру вкус комика в одежде мало изменился. Хотя, по свидетельствам очевидцев, на улице Моран преображается, одеваясь как настоящий стильный британский джентльмен.

Черная или синяя рубашка,
темный пиджак