/ методики

Диагностики детских страховЦель применения теста: — выявление наличия детских страхов у детей дошкольного возраста.

Задача: — на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов.

Материал для работы: — лист белой бумаги 20х30, цветные карандаши.

Стимульный материал: Детям было предложено на листах бумаги, цветными карандашами нарисовать то, что они больше всего боятся.

На основании особенностей изображения можно определить:

а) степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов;

изящество линий, эмоциональную выразительность;

б) особенности обследуемого во время рисования;

в) особенности наличия страхов, количество их, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;

г) особенности внутрисемейных отношений.

В результате анализа рисунков учащихся были получены следующие данные:

Было обследовано 30 детей и среди них 21% изобразили как объект страха привидения.

Вампиров, акул, страшилищ, мумию изобразили 41 % детей. Войну ,танки изобразили 6%. темноту, грозу изобразили 6%. животных — 12%. подростков изобразили 3%. дом- 9%. символические образы ( паутина, разбитая ваза с цветами)-6% детей.

Таким образом. мы видим. что страхи. тревожность вызывают у дошкольников образы ,возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме. в семье у детей. изобразивших дом и символические образы. Дети. изобразившие животных, тоже требуют определенной коррекционной работы. В индивидуальной или групповой беседе родителям каждого ребенка необходимо дать определенные советы, установив, с чем связана тревожность именно его ребенка .

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Шкалы: страхи детей, тревожность

Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в различных сферах общения и деятельности.

Инструкция к тесту

Ребенку предлагается закончить предложения.

1. Когда я думаю о школе…

2. Когда я иду в школу…

3. Когда звенит звонок…

4. Когда я вижу учителя…

5. Когда у нас контрольная…

6. Когда кончаются уроки…

7. Когда я отвечаю у доски…

8. Когда я получаю двойку…

9. Когда учитель задает вопрос, я…

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка.

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме анкеты, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Инструкция для ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Страхи можно разделить на несколько групп:

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3. Страх смерти (умереть)

4. Животных и сказочных персонажей

5. Кошмарных снов, темноты

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

1. Когда остаешься один?

3. Заболеть, заразиться?

5. Того, что умрут твои родители?

6. Каких-то людей?

7. Мамы или папы?

8. Того, что они тебя накажут?

9. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ?

10. Опоздать в сад (школу)?

11. Перед тем как заснуть?

12. Страшных снов?

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

15. Машин, поездов, самолетов?

16. Бури, грозы, урагана, наводнения?

17. Когда очень высоко?

18. Когда очень глубоко?

19. В маленькой тесной комнате, туалете (замкнутом пространстве)?

24. Больших улиц, площадей?

25. Врачей (кроме зубных)?

29. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?”

На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на наличие предневротического состояния, невроза или тревожности в характере. Таких детей следует в первую очередь относить к группе риска и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таким детям проконсультироваться у психоневролога).

В процессе беседы могут быть заданы еще два вопроса о наличии страха сделать что-нибудь не так, неправильно и страха не успеть. Вместе со страхом опоздать (вопрос № 10) подобная триада страхов безошибочно указывает на присутствие в состоянии ребенка социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и в том случае, если опасения не приобретают навязчивый характер.