Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

Воспитание ребенка 11 классКомплексная программа физического воспитания школьников содержит все формы школьной физической культуры, составляющие целую систему: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассные формы занятий физической культурой, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Iчасть. Уроки физической культуры.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (Дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, местных особенностей работы школы, специализации учителя физкультуры, состояния материально-технической базы школы.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2-3 раза в неделю по 40-45 минут каждый.

IIчасть. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

Решает следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников, поддержание оптимального уровня работоспособности; укрепление здоровья.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

IIIчасть. Внеклассные формы занятий.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

· спортивные секции по видам спорта;

· секции общей физической подготовки;

· кружки физической культуры;

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы

определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

IVчасть. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

Включают проведение следующих мероприятий: спортивные соревнования, физкультурные праздники, дни здоровья и спорта, туристические походы.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст охватывает детей с 6-7 до 11 лет (1-4 классы).

Особенности возрастного развития.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани.

Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки.

Вместе с тем относительно слабое развитие мышц может быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.

В младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, отсюда наблюдается высокая потребность детей в двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников все более уменьшается. Поэтому важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья достаточный объем двигательной деятельности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития скоростных и координационных способностей.

Задачи физического воспитания.

· Образовательные: формирование двигательных умений и навыков, выработка представлений об основных видах спорта, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, закаливании.

· Оздоровительные: содействие гармоническому физическому развитию, укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

· Воспитательные: содействие нравственному воспитанию (доброжелательного отношения к товарищам, дисциплинированности, честности, отзывчивости), смелости во время выполнения упражнений.

· При обучении предпочтение следует отдать целостному упражнению, расчленение его на элементы снижает интерес к выполнению. Внимание акцентировать на правильность и точность выполнения.

· На уроке ведущими задачами являются совершенствование естественных двигательных действий (ходьба, бег, лазание и т.п.)

· Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей, необходимо варьировать упражнения, изменять условия выполнения, исходное положение и т.п.

· Непосредственная помощь (или проводка) как методический прием должна использоваться, чем младше возраст обучаемых.

· Показывать упражнение необходимо перед тем, как движение будут выполнять дети. Если между показом и выполнением допускается продолжительная пауза, то внимание детей будет переключаться на посторонние объекты.

· Показывать должен не только сам педагог, но целесообразно выбирать ребенка, у которого упражнение получается хорошо. Это внушает другим детям уверенность в доступности упражнений.

· Использование наглядных пособий (красочные цветные изображения детей, макеты, диафильмы).

· На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.

· Использование предметных ориентиров (флажки, фишки, обручи, палки и т.д.)

· Сочетание выполнения упражнений с речитативом (громким проговариванием)

· Объяснение, рассказ, указания и команды должны быть лаконичны, доступны и понятны детям.

· Оценка деятельности – важный методический прием, который способствует активности детей.

· Комплексное развитие физических качеств.