Воспитание культуры поведения 4-5 летнего ребенка

Воспитание 4 летнего ребенкаВозрастные особенности детей 4-5 летнего возраста. Заметные изменения происходят в сфере общения детей пятого года жизни с окружающими. Для налаживания сотрудничества с ребёнком в специфически детских видах деятельности, взрослый должен умело пользоваться особым настроением и характером речи, всей гаммой экспрессивных средств. Именно при этих условиях он сможет задействовать сильнейший механизм воспитания: упражнение-подражание.Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, искать их причину, соответственно себя вести.

Скачать:

Предварительный просмотр:

поведения 4-5 летнего ребенка

На пятом году жизни особенно ощущается преобладание возбуждения над процессами торможения, которые при малейшем нарушении условий жизни приводят к бурным эмоциональным реакциям со стороны ребёнка. Поэтому воспитательный процесс требует от взрослых терпения, чувствительности, чёткого определения времени, отведённого на деятельность и отдых.

Заметные изменения происходят в сфере общения детей пятого года жизни с окружающими. Если в отношениях с близкими взрослыми дети этого возраста доверчивы, спокойны и уверенны, заинтересованы в контактах с ними, то в присутствии постороннего взрослого им свойственны стеснительность, неспокойное состояние. Но при этом дети стремятся к контактам и с этими взрослыми. На пятом году жизни возрастает интенсивность общения детей с близкими взрослыми (при эмоционально позитивном отношении взрослых к контакту с детьми). Для налаживания сотрудничества с ребёнком в специфически детских видах деятельности, взрослый должен умело пользоваться особым настроением и характером речи, всей гаммой экспрессивных средств. Именно при этих условиях он сможет задействовать сильнейший механизм воспитания: упражнение-подражание. Доверчивые, эмоционально окрашенные отношения близких взрослых с детьми послужат действенным источником чувствительности и всей гаммы эмпатийных переживаний детей.

Названные особенности проявляются и в сфере общения ребёнка со сверстниками. На фоне дальнейшего возрастания потребности в сотрудничестве с другими детьми, выразительнее проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны товарищей. Именно в этом возрасте дети осознают своё место в группе сверстников. На этой основе чётко просматривается выборочное отношение ребёнка к партнёрам по общению.

Умывание. Продолжайте формировать позитивное отношение ребёнка к гигиеническим процедурам, понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением культуры гигиены и аккуратности, осуждают проявления неряшливости. Умываться дети уже должны самостоятельно, соблюдая следующую последовательность: закатывать рукава, открывать кран, смачивать руки водой, намыливать руки, хорошо смывать мыло, отжимать воду ладонями, не разбрызгивая её, закрывать кран, досуха вытирать руки полотенцем. Следует приучать ребёнка по указанию

взрослого и самостоятельно замечать свои грязные руки, лицо, мыть их. Дети должны уметь пользоваться зубной щёткой, полоскать рот после еды.

Поведение за столом. Ребёнка приучают к соблюдению правил поведения во время еды: спокойно садиться за стол, есть с удовольствием, аппетитом и быть аккуратным; во время еды не класть локти на стол; жевать с закрытым ртом, не спешить, тщательно пережевывать пищу; необходимо научить бережно обращаться с хлебом и другими продуктами; правильно пользоваться столовой посудой (в том числе вилкой), не мешать другим, выходя из-за стола благодарить.

Одевание. Ребёнок пятого года жизни должен уметь одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать и убирать одежду на место, различать обувь на правую и левую ногу, правильно обуваться. Следует учить ребёнка вежливо обращаться с просьбой о помощи, а также подходить к зеркалу, замечать плохой внешний вид, устранять неаккуратность; без напоминания взрослого пользоваться носовым платком.

Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей этого возраста знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо поступить.

Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры поведения ребёнка пятого года жизни является воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебных пособий. Особенное внимание нужно уделять рациональному подбору игрушек и материалов для деятельности, формировать навыки культуры пользования ими.

В игровую зону следует добавить оборудование для игр, которые отображают разнообразную трудовую деятельность взрослых. Так в игре ребёнок сможет: постирать кукольное бельё, высушить его, сделать несложный ремонт, приготовить вкусный ужин и т.д. С пятого года жизни ребёнка можно учить сервировке стола.

Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в комнате, чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место, бережно к ним относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда взрослый отремонтирует сломанную игрушку.

Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру слушателей и читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте бережное отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.

Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило, сформированы. Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их ежедневно.

Со взрослыми. У детей этого возраста углубляют представления о разнице в людях (половых и возрастных), выделяя особенности их внешнего вида, одежды, рода занятий. Дошкольников учат узнавать взрослых людей в разнообразных изображениях (фото, на картинках, в скульптуре), узнавать и называть людей разных профессий. Дети должны уметь различать эмоциональные состояния, искать их причину, соответственно себя вести. К тому же, дошкольники должны знать, что обращаться к незнакомым взрослым, воспитателям необходимо на «Вы», используя вежливые формы. Кроме этого, дети должны уметь делать приятное близким, общаться с взрослыми в доброжелательном тоне, по примеру взрослых реагировать на состояние и настроение окружающих людей.

Дети должны знать членов семьи и ближайших родственников, знать и называть родственные взаимоотношения, понимать, что все заботятся друг о друге. Необходимо развивать умение детей отвечать на вопросы о семейных отношениях. Дошкольники должны уметь отображать родственные отношения в игре.

Со сверстниками. Дошкольникам необходимо дать представление о детях разного возраста, показать половые различия, отличия в одежде, особенностях поведения, деятельности и т.п. Вместе с ребёнком научитесь запоминать имена девочек и мальчиков, обращаться уменьшительно-ласкательными именами к малышам. Приучайте ребёнка видеть и демонстрировать в повседневном поведении позитивное отношение к детям, умение делать добрые дела. Развивайте умение ребёнка видеть негативные действия детей, выделять их последствия, выражать своё отношение.

Приучайте детей к словам вежливого обращения «пожалуйста», «извини», «спасибо» и другим. На этой основе будут формироваться партнёрские игровые взаимоотношения, дети будут приучаться договариваться друг с другом, самостоятельно решать конфликтные ситуации, планировать общую деятельность и пр. Учите детей наблюдать за проявлениями поведения сверстников, используйте возможность негативной оценки поступков самими

детьми. Продолжайте формировать интерес к сверстникам, доброжелательное к ним отношение, готовность прийти на помощь. Подсказывайте возможные добрые дела и поступки относительно сверстников, упражняйте детей в культуре поведения, обсуждайте как позитивные, так и негативные ситуации поведения.